1
Прихода Игорь Викторович
Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Живора Елена Вячеславовна
Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Условная периодизация понятий и методов формирования готовности к профессиональной деятельности в современной педагогике
Прихода И.В., Живора Е.В. Историко-генетический анализ проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности в современной педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 5-9. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-5-9
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-5-9
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2023
Аннотация: Статья посвящена переосмыслению структуры готовности к профессиональной деятельности в современной педагогике. На основе представленных подходов к формированию готовности к профессиональной деятельности предпринята попытка их условной периодизации, подходы структурированы в соответствии с историческими этапами формирования понятия готовности к профессиональной деятельности. В рамках статьи выделены психологические структуры, формирующиеся в процессе обучения в вузе, которые являются предпосылками успешной адаптации к профессиональной деятельности и определяют специфику профессионального становления личности. В процессе обучения в условиях вуза формируются профессиональная направленность и профессионально значимые качества.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, структура профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, проблемы профессиональной готовности, самоорганизация познавательной деятельности, подготовка к деятельности, периодизация подходов.
Список литературы: Афонченко Л.Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2002. 24 с. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. 2014. № 3–4. C. 22–27. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 3-е изд. Москва: Юрайт, 2019. 349 с. URL: https://urait.ru/bcode/427496 (дата обращения: 03.04.2022). Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1983. 356 с. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов // БГУ. 1981. 383 с. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. Москва: Просвещение, 1964. 342 с. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 34–47. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 24–31. Попов Л.М., Пучкова И.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 53–58. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики // Просвещение. 1988. 112 с.
Информация об авторе: Прихода Игорь Викторович, доктор педагогических наук, доцент, профессор Луганского государственного университета имени Владимира Даля, Луганск, Россия, ip-doctor@yandex.com
Информация о соавторе: Живора Елена Вячеславовна, Луганский государственный университет имени Владимира Даля, Луганск, Россия, zhywora@inbox.ru