5
Половкова Татьяна Викторовна
Московский педагогический государственный университет
Технологическая готовность учителей: обзор зарубежных публикаций
Половкова Т.В. Технологическая готовность учителей: обзор зарубежных публикаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 31-38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-31-38
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-31-38
УДК: 371:004
Дата приема статьи в публикацию: 02.02.2023
Аннотация: В настоящей статье понятие «технологической готовности учителей» рассматривается в контексте исследований зарубежных коллег. В результате теоретического анализа проведенного обзора англоязычных публикаций последних лет становится очевидным, что успешное внедрение технологий зависит не столько от программного обеспечения, сколько от навыков и убеждений учителей. Кроме того, было выявлено, что технологическая готовность учителей зависит от таких факторов, как готовность учителя и готовность школы в содействии учителю, опыт работы педагога с информационно-коммуникационными технологиями, техническая поддержка учителя на рабочем месте, наличие учителей-специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (цифровых кураторов), доступ к информационным ресурсам, оптимизм и инновационность учителей, а также возможность представить свои учебно-методические наработки с помощью информационно-коммуникационных технологий и др.). Изученные взаимосвязи позволяют очертить перспективу дальнейших исследований технологической готовности российских учителей и наметить ряд важнейших задач в деле повышения имплементации информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения в российской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: цифровые технологии, технологическая готовность, принятие технологий, онлайн-обучение, цифровая компетентность, информационно-коммуникационные технологии.
Список литературы: Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 4, № 5. С. 273–292. Духанина Л.Н. Инфраструктура одаренности, или Доживем ли до понедельника 2020 года? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 31–40. Духанина Л.Н. Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 577–579. Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология, социокинетика. 2020. № 2. С. 20–28. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Проблемы имплементации искусственного интеллекта в сфере образования // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 46, № 4. С. 23–35. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия // Научный результат. Сер.: Социология управления. 2021. Т. 7, № 2. С. 116–131. Духанина Л.Н., Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: удовлетворенность материальным статусом // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.И. Соколовой. 2014. С. 48–58. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 2–22. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345–362. Максименко А.А., Духанина Л.Н., Дейнека О.С., Крылова Д.В. Отношение россиян к коррупции // Вестник СПБГУ. Сер.: Социология. 2020. Т. 13, № 4. С. 407–428. Максименко А.А., Пичугина Е.Г. Контрмаркетинг табакокурения. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2012. 358 с. Максименко А.А., Пичугина Е.Г., Шмигирилова Л.Н., Панкратова Е.В. Отношение россиян к достижениям научно-технического прогресса // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20231 (дата обращения: 20.12.2022). Хавенсон Т.Е., Гизатуллин М.А. Цифровая технологическая готовность учителей: подходы к измерению // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов: материалы XVI ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. Москва: Дело, 2020. С. 188–195. Хавенсон Т.Е., Котик Н.В., Королева Д.О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. ВШЭ. 2020. №  8. С. 1−7. Ayanwale M.A., Sanusi I.T., Adelana O.P., Aruleba K.D., Oyelere S.S. Teachers’ readiness and intention to teach artificial intelligence in schools. Computers and Education, Artificial Intelligence, 2022, vol. 3, 100099 Aydın C. Turkish mentors’ perception of roles, competencies and resources for online teaching. The Turkish Online Journal of Distance Education, 2005, vol. 6 (3), pp. 58-80. Baran E. The transformation of online teaching practice: Tracing successful online teaching in higher education. Ames, Iowa, Iowa State University, 2011. https://lib.dr.iastate.edu/etd/12206 Briggs S. Changing roles and competencies of academics. Active Learning in Higher Education, vol. 6 (3), 2005, pр. 256-268. https://doi.org/10.1177/1469787405057753 Brinkley-Etzkorn K.E. Learning to teach online: Measuring the influence of faculty development training on teaching effectiveness through a TPACK lens. The Internet and Higher Education, 2018, vol. 38, pp. 28–35. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.04.004 Christensen R., Knezek G. Self-report measures and findings for information technology attitudes and competencies. J. Voogt, G. Knezek (Eds.). International handbook of information technology in primary and secondary education. Berlin, Springer, 2008, рp. 349-365. Downing J.J., Dyment J.E. Teacher educators’ readiness, preparation, and perceptions of preparing preservice teachers in a fully online environment: An exploratory study. The Teacher Educator, 2013, vol. 48 (2), pp. 96–109. https://doi.org/10.1080/ 08878730.2012.760023 Eickelmann B., Vennemann M. Teachers‘ attitudes and beliefs regarding ICT in teaching and learning in European countries. European Educational Research Journal, 2017, vol. 16 (6), рp. 733–761. https://doi.org/10.1177/1474904117725899 Ertmer P.A., Ottenbreit-Leftwich A. Teacher technology change: How knowledge, confidence, beliefs, and culture intersect. Journal of Research on Technology in Education, 2010, vol. 42, pp. 255-284. https://doi.org/10.1080/15391523.2010.10782551 Fullan M. Stratosphere: Integrating Technology, Pedagogy, and Change Knowledge. Boston, MA, Allyn and Bacon, 2012. Fullan M.G. Change forces with a vengeance. London, Routledge Falmer, 2003. Gurley L.E. Educators’ preparation to teach, perceived teaching presence, and perceived teaching presence behaviors in blended and online learning environments. Online Learning, 2018, vol. 22 (2), pp. 179-220. https://doi.org/10.24059/olj.v22i2.1255 Hung M.-L. Teacher readiness for online learning: Scale development and teacher perceptions. Computers & Education, 2016, vol. 94, pp. 120-133. https://doi.org/10.1016/ j.compedu.2015.11.012 Klassen R.M., Chiu M.M. Effects on teachers’ self-efficacy and job satisfaction: Teacher gender, years of experience, and job stress. Journal of Educational Psychology, 2010, vol. 102 (3), pp. 741-756. https://doi.org/10.1037/a0019237 Koehler M.J., Mishra P., Kereluik K., Shin T.S., Graham C.R. The technological pedagogical content knowledge framework. M. Spector, M.D. Merrill, J. Elen, M.J. Bishop (Eds.). Handbook of research on educational communications and technology. Springer, 2014, рp. 101-111. Kukulska-Hulme A. How should the higher education workforce adapt to advancements in technology for teaching and learning? Internet and Higher Education, 2012, vol. 15 (4), pp. 247-254. Liu F., Ritzhaupt A.D., Dawson K., Barron A.E. Explaining technology integration in K-12 classrooms: A multilevel path analysis model. Educational Technology Research and Development, 2016, vol. 65, pp. 795-813. https://doi.org/10.1007/s11423-016-9487-9 Maio G.R., Olson J.M. Relations between values, attitudes, and behavioral intentions: The moderating role of attitude function. Journal of Experimental Social Psychology, 1995, vol. 31 (3), pp. 266–285. Martin F., Budhrani K., Wang C. Examining faculty perception of their readiness to teach online. Online Learning Journal, 2019, vol. 23(3), pр. 97-119. https://doi.org/ 10.24059/olj.v23i3.1555 Mumtaz S. Factors affecting teachers’ use of information and communications technology: A review of the literature. Journal of Information Technology for Teacher Education, 2000, vol. 9 (3), pр. 319–341. Munoz Carril P.C., Gonzalez Sanmamed M., Hernandez Selles N. Pedagogical roles and competencies of university teachers practicing in the e-learning environment. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2013, vol. 14 (3), pp. 462-487. https://doi.org/10.19173/irrodl.v14i3.1477 Noh N.M., Mustafa H.M.A., Ahma Ch.N.Ch. Predictive Relationship between Technology Acceptance Readiness and the Intention to Use Malaysian Eduweb TV among Library and Media Teachers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 116, pр. 144–148. Oyelere S.S., Sanusi I.T., Agbo F.J., Oyelere A.S., Omidiora .O., Adewumi A.E., et al. Artificial intelligence in African schools: Towards a Contextualized approach. 2022 IEEE global engineering education conference (EDUCON). IEEE, 2022, рp. 1577-1582. Parasuraman A. Technology Readiness Index (TRI) a Multiple-Item Scale to Measure Readiness to Embrace New Technologies. Journal of Service Research, 2000, vol. 2, pp. 307–320. http://dx.doi.org/10.1177/109467050024001 Pelgrum W.J. School practices and conditions for pedagogy and ICT. Law N., Pelgrum N.J., Plomp T. (eds) Pedagogy and ICT Use in Schools Around the World: Findings from IEA–SITES 2006. Hong Kong, CERC-Springer, 2008, pp. 67-121. Petko D., Prasse D., Cantieni A. The Interplay of School Readiness and Teacher Readiness for Educational Technology Integration. A Structural Equation Model, Computers in the Schools, 2018. https://doi.org/10.1080/07380569.2018.1428007 Rogers E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York, NY, The Free Press, 1995. Rogers P.L. Barriers to Adopting Emerging Technologies in Education. Richmond, VA, Virginia, Common wealth University, 1999. Sarah K., Howard S.K., Tondeur J., Siddiq F., Scherer R. Ready, set, go! Profiling teachers’ readiness for online teaching in secondary education, Technology, Pedagogy and Education, 2020. https://doi.org/10.1080/1475939X.2020.1839543 Scherer R., Howard S.K., Tondeur J., Siddiq F. Profiling teachers’ readiness for online teaching and learning in higher education: Who’s ready? Computers in Human Behavior, 2021, vol. 118, 106675 Scherer R., Siddiq F., Howard S.K., Tondeur J. The more experienced, the better prepared? New evidence on the relation between teachers’ experience and their readiness for online teaching and learning. Computers in Human Behavior, 2023, vol. 139. 107530 Scherer R., Siddiq F., Tondeur J. The technology acceptance model (TAM): A meta-analytic structural equation modeling approach to explaining teachers’ adoption of digital technology in education. Computers & Education, 2018, vol. 128, pp. 13-35. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.09.009 Schmid M., Brianza E., Petko D. Self-reported technological pedagogical content knowledge (TPACK) of pre-service teachers in relation to digital technology use in lesson plans. Computers in Human Behavior, 2021, vol. 115. 106586. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106586 Shea P. Bridges and barriers to teaching online college courses: A study of experienced faculty in thirty-six colleges. Journal of Asynchronous Learning, 2007, vol. 11 (2), pр. 73-128. Snyder M., De Bono K.G. Understanding the function of attitudes: Lessons for personality and social behavior. Pratkanis A.R. (ed.) Attitude Structure and Function Hilldale. NJ, Erlbaum, 1989, pp. 339-359. Somekh B. Factors affecting teachers’ pedagogical adoption of ICT, J. Voogt, G. Knezek (eds.). International Handbook of Information Technology in Primary and Secondary Education, 2008, pp. 449-460. Summak M.S., Baglibel M., Samancioglu M. Technology readiness of primary school teachers: A case study in Turkey. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 2, pр. 2671–2675. Teo T. Modeling technology acceptance in education: A study of pre-service teachers. Computers & Education, 2009, vol. 52, pp. 302-312. Tondeur J., Scherer R., Baran E., Siddiq F., Valtonen T., Sointu E. Teacher educators as gatekeepers: Preparing the next generation of teachers for technology integration in education. British Journal of Educational Technology, 2019, vol. 50 (3), pp. 1189-1209. https://doi.org/10.1111/bjet.12748 Vihera M.-L., Nurmela J. Communication capability is an intrinsic determinant for information age. Futures, 2001, vol. 33 (34), pp. 245-265. Wood E., Mueller J., Teena W., Specht J., Deyoung T. Teachers’ perceptions: Barriers and supports to using technology in the classroom. Education, Communication and Information, 2005, vol. 5 (2), рр. 183-206. Zhao Y., Cziko G.A. Teacher adoption of technology: a perceptual control theory perspective. Journal of Technology and Teacher Education, 2001, vol. 9 (1), 5e30.
Информация об авторе: Половкова Татьяна Викторовна, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, T.polovkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2473-0094