16
Митюков Евгений Александрович
Воронежский государственный педагогический университет
Психолого-педагогическое сопровождение развития Я-концепции студента в образовательной среде военного учебного центра
Митюков Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития Я-концепции студента в образовательной среде военного учебного центра // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 114-121. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-114-121
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-114-121
УДК: 355.1:159.9
Дата приема статьи в публикацию: 03.02.2023
Аннотация: Автор статьи обращается к анализу возможностей образовательной среды военного учебного центра в развитии Я-концепции будущих военных специалистов. Автор связывает становление Я-концепции личности студента с наличием в образовательной среде центра профессиональных эталонов – носителей мастерства, жизненной и профессиональной позиции, с процессом коллективообразования и формированием морально-психологического климата, задающего систему традиций, норм, ценностей среды, границы социально одобряемого поведения и отношений будущих военных специалистов. Автор отмечает важные психолого-педагогические аспекты формирования Я-концепции будущих военных специалистов, среди которых: содержательное и продуктивное социальное взаимодействие, совместная деятельность, создание ситуаций, закрепляющих опыт эмоционально-волевой саморегуляции, перцепции, эмпатии, обогащение навыков организаторской деятельности студентов, обогащение опыта самоанализа, рефлексия движения от Я-реального к Я-идеальному. Автор приводит результаты собственного эмпирического исследования, иллюстрируя влияние образовательной среды военного учебного центра на формирование Я-концепции студентов. В частности, автор показывает динамику психологической атмосферы в студенческом коллективе, влияние социально-психологического климата сообщества центра, развитие представлений студентов о собственной Я-концепции. Эмпирические материалы позволили выявить динамику в развитии пяти групп личностных качеств, входящих в структуру Я-концепции, среди которых автор выделяет социально-нравственные, волевые, коммуникативные, организационно-управленческие качества будущих военных специалистов, их профессиональную готовность.
Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, военный учебный центр, образовательная среда, Я-концепция личности военного специалиста, личностное и профессиональное становление будущего специалиста.
Список литературы: Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 1989. 43 с. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 1999. 21 с. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153–159. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40–46. Белозерцев Е.П., Мязитов Э.Р. Средовой подход к педагогическому образованию офицеров Российской Армии в контексте вызовов современной эпохи (постановка проблемы) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (275). С. 40–46. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс, 1986. 422 с. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 1. С. 146–152. Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99–112. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79–90. Булатников И.Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2022. № 1 (52). С. 185–200. Данилова О.Ю. Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 75–79. Дутчина О.Б. Проблема развития Я-концепции личности студента: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2017. 100 с. Дьяченко М.И. Взаимоотношения в многонациональном воинском коллективе. Москва, 1989. 281 с. Дьяченко М.И. Военная психология и педагогика. Минск, 1999. 357 с. Дьяченко М.И. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива // Военная мысль. 1988. № 4. С. 64–72. Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы. Москва, 1983. 383 с. Зуева Е.Ю. Исследования Я-концепции успешности личности в психологии // Вестник УРАО. 2018. № 5. С. 40–45. Кайгородов Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С. 117–126. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. Москва: Политиздат, 1984. 335 с. Крюкова Т.Л. Динамические аспекты совладания, ориентированного на близкие межличностные отношения (партнерство, супружество) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 2. С. 54–62. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 343 с. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Москва, 1984. С. 180–187. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва: Просвещение, 1981. 208 с. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Москва: Педагогика, 1988. 125 с. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластёнина. Москва: Академия, 2008. 366 с. Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа социально-нравственного воспитания подростков и молодёжи // Берегиня. 777. Сова: 2022. № 4 (55). С. 167–183. Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль, 2021. С. 240–246. Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88–96. Репринцев А.В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 1 (52). С. 167-184. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Изд-во МГУ, 1983. 284 с. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Возможности психодиагностики Я-концепции и самоотношения в демонстрации характеристик и функциональности границ Я // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 4. C. 44–60. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация. Социальная психология: пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д: Феникс, 1988. 344 с. Kuhn М. Self-conception. Dictionary of the social synesis. Glепсое, 1965, pp. 628-631. Turner J. Self and collective: cognition and social context. Personality and Social Psychology Bulletin, 1994, vol. 20 (5), pp. 454–463.
Информация об авторе: Митюков Евгений Александрович, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, evgen769mit@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0126-3876