menshikova_an-vestnik-pip-2023-1.pdf |
- 17
- Развитие профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе индивидуально-дифференцированного подхода в профессиональном дизайн-образовании
- Меньшикова А.Н. Развитие профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе индивидуально-дифференцированного подхода в профессиональном дизайн-образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 122-131. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-122-131
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-122-131
- УДК: 62:18
- Дата приема статьи в публикацию: 03.02.2023
- Аннотация: В статье рассматривается проблема диагностики и развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Автор анализирует специфику профессионально-творческих компетенций современного дизайнера, предпосылки и условия их формирования в процессе профессионального образования. Профессионально-творческие компетенции рассматриваются как кластер компетенций, которые отражают готовность будущего дизайнера выполнять продуктивную профессиональную деятельность, как способность к личностному и профессиональному саморазвитию за счет повышения творческого потенциала и расширения сфер его профессионального применения. Автор раскрывает принципы развития когнитивных и деятельностных компетенций дизайнера, которые отражают способность личности самостоятельно, творчески осмыслять профессиональные задачи, обрабатывать информацию, применять свои знания, умения и навыки для поиска эффективных путей решения проектной задачи. Автор считает, что для развития таких компетенций необходимо применять специальные приемы, средства и методы в процессе профессионального образования. Автор уточняет сущность и содержание когнитивных и деятельностных компетенций будущего дизайнера, предлагает способы и условия эффективного применения предлагаемых подходов в системе профессионального дизайн-образования. Предлагаемый автором подход имеет теоретическую и практическую значимость, поскольку содержат описание комплекса психолого-педагогических условий, позволяющих вести диагностику и целенаправленное развитие профессионально-творческих, когнитивных и деятельностных компетенций будущих дизайнеров.
- Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, дизайн-образование, компетентностный подход в образовании, дизайн-мышление, профессиональная компетентность
- Список литературы: Бредихин А.П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020. С. 84–89. Бредихин А.П. Развитие профессионального художественного образования в условиях глобализации культуры: традиции, проблемы, противоречия // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 261–272. Бредихин А.П. Современное дизайн-образование в контексте глобализации культуры: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 10–15. Бредихин А.П. Традиции национальной культуры и реалии современного художественного образования: способен ли компетентностный подход обеспечить творческое развитие личности художника? // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 559–567. Гаврилов В.В. Теоретические аспекты когнитивно-деятельностного подхода к преподаванию дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2020. № 2. С. 77–86. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-2-77-86 Галкина И.С. Возможности специальных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров: от образовательных стандартов – к реалиям образовательной практики // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. / Х.С. Гафаров (гл. ред.) и др. Минск, 2020. С. 70–77. Галкина И.С. Методологические подходы к анализу феномена профессиональной культуры будущего дизайнера // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 295–305. Галкина И.С. Пути и способы развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 577–585. Гильмеева Р.Х. Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-deyatelnostnyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov (дата обращения: 16.03.2022). Горбачева Д.А., Горбачев А.А., Горбачева В.А. Проблемы диагностики и развития творческого потенциала личности в процессе обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-i-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.03.2022). Каким должен быть профессиональный дизайнер – 2021: презентация результатов социологического исследования // Нетология. AGIMA. Hays. Headhunter. 2021. 62 c. Куликов Д.К. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления // ЭСГИ. 2018. № 3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-s-vygotskiy-a-n-leontiev-e-v-ilienkov-opredelenie-deyatelnostnoy-prirody-myshleniya (дата обращения: 16.03.2022). Мосиенко М.К. Дизайн-мышление как стиль и метод философии // Философия и культура. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-myshlenie-kak-stil-i-metod-filosofii (дата обращения: 16.03.2022). Наумова Е.А. Проблема формирования профессиональной идентификации дизайнера одежды в период обучения по программе бакалавриата // Студенческая наука XXI в. 2016. Вып. 1 (8). С. 104–108. Пахтусова Н.А. Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-tvorcheskaya-kompetentnost-kak-sistemnoe-kachestvo-podgotovki-buduschego-pedagoga (дата обращения: 16.03.2022). Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: Изд-во УРАО, 2002. Поваренков Ю.П. Системогенетический анализ профессионального развития личности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 4. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document267.pdf (дата обращения: 16.03.2022). Репринцев А.В. Дизайн в культуре современного общества: диалектика традиций и инноваций // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования / Н.Ю. Фролова (гл. ред.) и др. Минск, 2021. С. 160–169. Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. / Х.С. Гафаров (гл. ред.) и др. Минск, 2020. С. 15–26. Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 242–260. Репринцев М.А. Информационные ресурсы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров: потенциалы развития мышления молодых художников // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / под ред. Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань, 2022. С. 520–524. Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств развития композиционного мышления студентов-дизайнеров // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования / Н.Ю. Фролова (гл. ред.) и др. Минск, 2021. С. 28–34. Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств современного дизайн-образования: от профессиональных компетенций – к обретению индивидуального творческого стиля художника // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 355–373. Репринцев М.А. Психологические основы проектной деятельности дизайнера: механизмы и условия развития творческого мышления будущего художника // Страховские чтения. 2021. № 29. С. 239–244. Ставицкий В. Емкость рынка и система квалификаций дизайна в России и мире // Союз дизайнеров России. 2020. 17 с. URL: https://nid-design.org/doc/news/NID_SDR_SI_Publichnaya%20versiya (дата обращения 16.03.2022). Al-Samarraie H., Hurmuzan S.H. A Review of Brainstorming Techniques in Higher Education. Thinking Skills and Creativity, 2017, р. 27. Göttgens I., Oertelt-Prigione S. The Application of Human-Centered Design Approaches in Health Research and Innovation: A Narrative Review of Current Practices. JMIR Mhealth Uhealth, 2021, vol. 9 (12), e28102 Lee J.H., Ostwald M.J., Gu N. Design Thinking: Creativity, Collaboration and Culture. Springer Nature Switzerland AG, 2020. Micheli P., Wilner S., Bhatti S.H., Mura M. and Beverland M.B. Doing Design Thinking: Conceptual Review, Synthesis, and Research Agenda. Journal of Product Innovation Management, 2019, vol. 36 (2), pp. 124–148. Singh J. Understanding the Relationship between Aesthetics and Product Design. International Journal of Engineering Technology Science and Research, vol. 5, № 3 (March), 2018, pp. 363-368. Udris-Borodavko N. et al. The main trends in the graphic design development as a tool of visual communication in the information society. Laplage em Revista (International), 2021, vol. 8, No. 3, pp. 33-41. Vogel J., Shuir J., Kossmann C., Thomas O. Let’s do design thinking virtually. Conference: Twenty-Ninth European Conference on Information Systems (ECIS 2021). June 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/351515410 (дата обращения: 16.03.2022). vom Brocke J., Winter R., Hevner A., Maedche A. Special Issue Editorial – Accumulation and Evolution of Design Knowledge in Design Science Research: A Journey Through Time and Space. Journal of the Association for Information Systems, 2020, 21 (3), pp. 35-48.