4
Бессараб Степан Константинович
Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Ценностно-насыщенная образовательная среда как условие формирования информационной культуры личности
Бессараб С.К., Воронцова А.В. Ценностно-насыщенная образовательная среда как условие формирования информационной культуры личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 25-30. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-25-30
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-25-30
УДК: 004:37
Дата приема статьи в публикацию: 01.02.2023
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования ценностных основ информационной культуры обучающихся организации среднего профессионального образования. Рассматривается информационно-образовательная среда, как условие формирования ценностных основ информационной культуры личности. В работе представлен теоретический анализ исследований формирования ценностных основ информационной культуры личности, а также создания ценностно-насыщенной информационно-образовательной среды. Анализ проведённых ранее исследований средовой проблематики позволил выявить компоненты ценностно-насыщенной информационно-образовательной среды. В статье представлено описание опытно-экспериментальной работы по созданию в образовательной организации среднего профессионального образования среды, обеспечивающей формирование ценностных основ информационной культуры личности. В работе описывается авторский диагностический инструментарий для оценки влияния образовательной среды организации среднего профессионального образования на процесс формирования информационной культуры студентов. Корреляционный анализ демонстрирует, что насыщенность среды ценностными основами информационной культуры имеет выраженную положительную взаимосвязь с деятельностью субъектов образовательного процесса, направленную на формирование ценностных основ информационной культуры студентов.
Ключевые слова: образовательная среда, информационно-образовательная среда, компоненты образовательной среды, ценностные основы информационной культуры личности, среднее профессиональное образование, формирование информационной культуры.
Список литературы: Боровикова Т.В., Фролова О.А. Педагогическая система формирования информационной культуры старшеклассника // Вестник ТГУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-starsheklassnika Власенко В.А., Якушина Е.В. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы//(С) Вопросы Интернет-образования. URL: http://vio.uchim.info/Vio_101/cd_site/articles/art_3_8.htm (дата обращения: 18.12.2022). Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. М., 1994. Ершова М.В. Структура и содержание образовательной среды в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов / М. В. Ершова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 1. С. 183-191. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. – 2018. URL: http://www.adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 18.12.2022). Малиатаки В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №82-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-istoricheskiy-aspekt дата обращения: 18.12.2022). Мамонтова, Н. И. Основные подходы к понятию "информационная культура" / Н. И. Мамонтова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 23- 25. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/prepodavatel_vysshej_shkoly/5/Manaenkova.pdf (дата обращения: 18.12.2022). Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 14–20. Смагина Е. А. Проблемы формирования информационной культуры студентов. Балашиха, ИСЭПиМ, 2010,121 с. Теплая Н.А. Информационная культура в системе профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 3. С. 42-44. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Информация об авторе: Бессараб Степан Константинович, Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова, Кострома, Россия, stepan16@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-7461-9805
Информация о соавторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия annavorontsova@ksu.edu.ru, http://orcid.org/0000-0002-9706-1082