- 14
- Роль оценочных средств в формировании языковой компетенции студентов неязыковых специальностей
- Трофименко Т.М., Москалева С.И., Зимина М.В. Роль оценочных средств в формировании языковой компетенции студентов неязыковых специальностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 94-99. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-94-99
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-94-99
- УДК: 378:81
- Дата приема статьи в публикацию: 05.12.2022
- Аннотация: В данной статье рассматриваются способы осуществления контроля сформированности языковой компетенции студентов неязыковых направлений подготовки в современных условиях обучения иностранным языкам. Особое внимание уделяется таким видам контроля, как диктант, тест, переводные задания и ментальная карта, которые могут быть эффективно использованы как в рамках текущего контроля, так и при проведении итоговой аттестации. Выделяются различные типы диктантов: билингвальные, монолингвальные, сплошные и выборочные. Устанавливаются основные требования к тестам как к одному из оценочных средств. Отмечается важность переводных заданий в рамках контроля за формированием языковой компетенции обучающихся. Подчеркивается роль создания ментальных карт и работы с ними в интегрированном усвоении новой информации, а также в развитии творческих способностей при изучении иностранных языков на примере французского и немецкого. В условиях технологизации учебного процесса предлагаются новые формы проведения данных видов контроля: онлайн-диктант, компьютерное тестирование, создание ментальных карт с помощью различных интернет-сервисов. Акцентируется внимание на обучающих сайтах, содержащих монолингвальные онлайн-диктанты и тесты, рассчитанные на различные возрастные группы и уровни владения иностранным языком.
- Ключевые слова: методика оценивания, иностранный язык, языковая компетенция, текущий контроль, промежуточная аттестация, диктант, тест, ментальная карта.
- Список литературы: Абраменко О.В., Надха С.Э. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения // Наука и школа. 2017. № 6. С. 100–106. Арефьева Ф.Г. Тесты как форма контроля при обучении иностранным языкам в вузе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testy-kak-forma-kontrolya-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-vuze/viewer (дата обращения: 15.11.2021). Буева М.Н. Использование тестирования как средства оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: VIII Всерос. науч.-практ. конф. неязыковых вузов (Воронеж, 13–14 марта). 2015. 2015. С. 176. Галоян Н.Г., Китаева М.В. Тест как инструмент проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 31–36. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие. Москва, 2010. С. 216. Жданкина И.Ю., Игнатьева Н.Н. Оценка сформированности компетенций на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах // Педагогические науки. 2018. № 2 (27). С. 42–46. Копылова С.С. Функции контроля в обучении иностранным языкам // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (041-042). С. 217–220. Масаева Г.В. Формирование языковой компетенции у специалистов высшей квалификации посредством разнообразных форм речевой деятельности // Сибирский пожарно-спасательный вестник: научно-аналитический журнал. 2016. № 3. С. 67–73. Михайлова Н.С., Муратова Е.А., Солодовникова О.М. Формирование фондов оценочных средств // Методические указания по проектированию ООП для преподавателей ТПУ. Томск, 2013. С. 73. Сидакова Н.В. Особенности компьютерного тестирования и динамика качества обученности иностранным языкам // АНИ: педагогика и психология, 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 140–143. Топоркова О.В., Новоженина Е.В., Чечет Т.И. Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей // Вестник Брянского госуниверситета. 2016. Вып. 3. С. 242–246. Aufderstraβe H., Mȕller J., Storz Th. Lagune. Kursbuch 1. 2005, p. 192.