9
Ли Тун
Костромской государственный университет
Самохвалова Анна Геннадьевна
Костромской государственный университет
Психологическое благополучие российских и китайских студентов
Ли Тун. Психологическое благополучие российских и китайских студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 65-69. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-65-69
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-65-69
УДК: 159.9:378
Дата приема статьи в публикацию: 29.11.2022
Аннотация: Статья посвящена определению уровня психологического благополучия китайских и российских студентов в кросс-культурном контексте. В работе представлено понятие психологического благополучия, выявлены его структура и факторы, определены эмпирические референты изучаемого феномена. Выборку исследования составили китайские (n = 63) и российские (n = 63) студенты как представители различных культур. Главным критерием отбора выборки стал онтогенетический этап развития личности – ранняя взрослость, а также обучение респондентов в провинциальных вузах (русские студенты обучались в Костромском государственном университете, китайские студенты – в Гуансийском университете). Методический комплекс включал «Шкалу психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского; «Шкалу счастья» Lyubomirsky, Lepper в адаптации Д.А. Леонтьева; «Шкалу удовлетворенности жизнью» Diener, Emmons, Larsen, Griffin в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осиной. Показаны значимые различия в психологическом благополучии русских и китайских студентов. Автор статьи делает вывод о том, что показатель психологического благополучия у китайских и российских студентов соотносится с культурным и социальным контекстами их жизни.
Ключевые слова: кросс-культурный контекст, благополучие, психологическое благополучие, китайские студенты, российские студенты, удовлетворенность жизнью, счастье.
Список литературы: Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2000. 185 с. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 191 с. Кошелева Е.Ю. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: кол. монография / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. Томск: РАУШ МБХ, 2011. С. 140–152. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.А., Вишневская О.Н., Шипова Н.С., Асриян Э.В. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 47–63. https://doi.org/10.21702/rpj.2021/4/4 Филиппова В.П. Педагогическая поддержка российских и китайских студентов, склонных к суицидальному поведению: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2007. 26 с. Ямбарышева О.А. Психологическое благополучие как ценность современной студенческой молодежи // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году памяти и славы и 500-летию возведения Тульского кремля. Тула, 29–30 октября 2020 года. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. С. 413–416. Gove W.R., Hughes M.D. and Galle O.R. Overcrowding in the Household: An Analysis of Determinants and Effects. New York, Academic Press, 1983. Ng A.K., Ho D. Y.F., Wong S.S., & Smith I. In search of the good life: A cultural odyssey in the East and West. Genetic, Social, and General Psychology Monographs, 2003, vol. 129, рр. 317–363. Wu F. Suicide, a modern problem in China. In: A. Kleinman, Deep China: The moral life of the person: What anthropology and psychiatry tell us about China today. Berke Filippova V.P. Pedagogicheskaya podderzhka rossiyskikh i kitayskikh studentov, sklonnykh k suitsidal'nomu povedeniyu: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. [Pedagogical support of Russian and Chinese students prone to suicidal behavior: abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Chita, 2007, 26 p. ley, CA, 2011, University of California Press, pp. 213-236.
Информация об авторе: Ли Тун, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, tun.li.89@mail.ru
Информация о соавторе: Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, a_samohvalova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4401-053X