13
Попова Ирина Викторовна
Ярославский государственный технический университет
Сазонов Александр Иванович
Ярославский государственный технический университет
Шишкина Надежда Александровна
Ярославский государственный технический университет
Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема
Попова И.В., Сазонов А.И., Шишкина Н.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 89-93. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-89-93
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-89-93
УДК: 159.9:378
Дата приема статьи в публикацию: 18.11.2022
Аннотация: В статье на результатах эмпирического исследования показано, что высшая школа должна рассматривать процесс формирования готовности студентов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическую проблему. Это обусловлено сложившейся системой профессиональной ориентации в общеобразовательной школе. В результате большинство поступающих не имеют никого представления о выбранной профессии. Это делает проблему формирования профессиональной готовности студентов к будущей деятельности актуальной задачей системы высшего образования. Анализ полученных результатов показал, что, по мнению самих студентов, такая задача может и должна решаться. Описаны результаты исследования, целью которого было выявление уровня готовности студентов к выполнению профессиональной деятельности. Рассматриваются методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Рассматривая в статье проблему готовности личности к профессиональной деятельности, в качестве компонента, определен личностно ориентированный компонент, содержащий свойства и качества будущего специалиста. На основе эмпирических данных сделан вывод о том, что востребованная на сегодняшний день профессиональная готовность как комплекс компетенций выпускника высшей школы, выступающий социально значимыми интегративными качествами, которые востребованы областью дальнейшей профессиональной деятельности и личностным совершенствованием, является основой качественного профессионального образования.
Ключевые слова: психологическая готовность, мотивация, профессиональная деятельность, интегральное качество личности, ценности, компетенция
Список литературы: Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Москва, 1997. 188 с. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. 480 с. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 432 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2012. 304 с. Крюкова Т.Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2011. № 1. С. 155–160. Ломакина Э.М. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2001. № 10. С. 63–70.
Информация об авторе: Попова Ирина Викторовна, доктор социологических наук, доцент, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, pivik@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1769-8885
Информация о соавторе: Сазонов Александр Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, sazonovai@ystu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7465-155X
Информация о соавторе: Шишкина Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, shishkinana@ystu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4996-4954