1
Данилова Лариса Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Психолого-педагогический портрет поколения альфа
Данилова Л.Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 5-12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-5-12
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-5-12
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 14.11.2022
Аннотация: Последние годы в педагогике широко пропагандируется необходимость пристального изучения потребностей, интересов, ценностей и возможностей поколения Z – возрастной группы родившихся на рубеже миллениума. Обусловленность их жизни информационно-коммуникационными технологиями объясняла необходимость учёта особенностей этой когорты в образовательной системе для оптимизации педагогических процессов. Однако с 2010 г. зарубежные социологи отмечают появление нового поколения, так называемого альфа, чьи характеристики несколько отличаются от Z в силу ещё большего влияния на них цифровизации, фактически – с рождения. Это дети, которые сегодня посещают детские сады и начальную школу. Через 7 лет они начнут поступать в систему профессиональной подготовки кадров, а у образования до сих пор нет ясного представления об особенностях новой возрастной когорты. В данной статье преследуется задача характеристики специфики поколения альфа. Для этого были изучены теоретические исследования соответствующей литературы в России и за рубежом, в течение нескольких лет проводилось наблюдение за двумя группами детей, а также был организован опрос педагогов, призванный подтвердить или опровергнуть характеристики поколения альфа, выявленные в эмпирических исследованиях предыдущих лет. В результате установлено, что при типичности для нового поколения детей таких качеств, как высокая креативность, лидерские способности, самоуверенность, интересы в разных сферах жизнедеятельности человека, для них более, чем для предыдущего поколения, характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость и эгоцентризм, что может отразиться на формировании рынка труда в будущем.
Ключевые слова: теория поколений, поколенческий подход в педагогике, поколение Z, характеристики альфа, цифровые технологии.
Список литературы: Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029 Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. Москва: Sуnergy Book, 2020. 192 с. 69% детей начинают пользоваться гаджетами ещё в дошкольном возрасте // Hi-Tech.Mail.Ru. 2015. 18 июня. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/ (дата обращения: 15.09.2022). Apaydin Ç., Kaya F. An analysis of the preschool teachers' views on Alpha Generation // European Journal of Education Studies, 2020, vol. 6, No. 11, рр. 123-141. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.46827/ejes.v0i0.2815. Barkowitz D. 13 Things to know about the Alpha Generation. Adage, 2016, January 28, р. 1. Becker H. Dynamics of cohort and generations research. Amsterdam, Thesis Publishers, 1992, 656 p. Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z generations at workplaces. Journal of competitiveness, 2016, vol. 8, No. 3, рр. 90–106. Bonchiș E. Generation Alpha. A great challenge for parents and teachers. G. Pânișoară (Ed.). Parenting from A to Z. 83 challenging themes for today’s parents. Iași, Polirom, 2022, рp. 125–131. Carneir C.G. Study on the Alpha Generation and the reflections of its behavior in the organizational environment. Quest Journals Journal of Research in Humanities and Social Science, 2018, vol. 5, No. 6, рр. 9-19. Carter C.M. The complete guide to Generation Alpha. The Children Of Millennials. Forbes, 21, December 2016, рр. 74-76. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins. Pew Research Center, January 17, 2019. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/ (дата обращения: 17.09.2022). Drugas М. Screenagers or “Screamagersˮ? Current perspectives on Generation Alpha. Psychological thought, 2022, vol. 15, No. 1, рр. 1-11. https://doi.org/10.37708/psyct.v15i1.732 Feiertag J., Berge Z.L. Training Generation N: How educators should approach the Net Generation. Education Training, 2008, vol. 50, No. 6, рр. 457-464. Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. Consumer Packaged Goods, 2018, vol. 1, No. 1, рp. 1–10. Gen Alpha: Generation Infinite. Cassandra, 2022, July 11. URL: https://cassandra.co/ (дата обращения: 17.09.2022). Generation ALPHA: Preparing for the future consumer. Wunderman Thompson Commerce, 2019. URL: https://gertkoot.files.wordpress.com/2019/10/wtc-generation-alpha-2019.pdf (дата обращения: 14.09.2022). Jha A.K. Understanding Generation Alpha. OSF Preprints, 2020, June 20, рр. 1-12. https://doi.org/10.31219/osf.io/d2e8g Mccrindle M., Fell A. Generation Alpha. London: Headline Publishing Group, 2021, 352 р. Nagy Á., Kölcsey A. Generation Alpha: Marketing or science? Acta Educationis Generalis, 2017, vol. 7, No. 1, рр. 107-115. https://doi.org/10.1515/atd-2017-0007 Oblinger D., Oblinger J. Is it age or IT: First steps towards understanding the netgeneration. Educating the Net generation. Boulder, Educause, 2005, рp. 2.1–2.20. Sladek S., Grabinger A., Gen Z. The first generation of the 21st century has arrived! Minnesota, YZ University, 2018, 16 р. Strauss W., Howe N. Generations. New York, Harper Perennial, 1991, 318 p. Tootell H., Freeman M., Freeman A. Generation Alpha at the intersection of technology, play and motivation, R.H. Sprague Jr. (Eds.). 47th Hawaii International Conference on System Sciences. Waikoloa, 2014, рр. 82-90. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.19 The future's bright: The future's Gen Alpha. Beano Studios, 2019, Jun 20. URL: beanobrain.com Turk V. Understanding Generation Alpha. London, Hotwire Consulting, 2017. 21 р. Williams A. Meet Alpha: The Next ‘Next Generation’. The New York Times, 2015, September 19, р. 9. Woodman D. Generational change and intergenerational relationships in the context of the asset economy. Distinktion: Journal of Social Theory, 2022, vol. 23, No. 1, рр. 55-69. https://doi.org/10.1080/1600910X.2020.1752275 Ziatdinov R., Cilliers J. Generation Alpha: Understanding the next cohort of university students. European Journal of Contemporary Education, 2021, vol. 10, No. 3, рр. 783-789. https://doi.org/10.13187/ejced.2021.3.783
Информация об авторе: Данилова Лариса Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, yar-da.l@mail.ru, https://ORCID0000-0002-1272-401X