15
Севастьянова Ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет
Шипова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Сравнительный анализ ресурсов подростков с типичным и нарушенным развитием
Севастьянова У.Ю., Шипова Н.С. Сравнительный анализ ресурсов подростков с типичным и нарушенным развитием // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 118-124. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-118-124
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-118-124
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2022
Аннотация: В статье представлен анализ феномена психологического ресурса с теоретической и эмпирической точек зрения у подростков с типичным и нарушенным развитием. Проанализированы трудные жизненные ситуации, ресурс, его содержательное описание, имеющихся характеристик у подростков с ОВЗ. Выделена специфика использования ресурсов в зависимости от наличия дефекта в развитии: в группе лиц с ОВЗ доминирующим является ресурс доверительных отношений с семьей/близкими людьми, а также искренности, открытости и жизнерадостности, в то время как респонденты с типичным развитием чаще используют самостоятельность, ум и самоуважение. Отражена связь ресурсов с самоэффективностью и рефлексивностью в группе подростков с нарушенным развитием.
Ключевые слова: ресурс, трудная жизненная ситуация, самоэффективность, рефлексивность, личность, подростки с ОВЗ.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-013-00435А «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе».
Список литературы: Гордеева Т.О. Самоэффективность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011. С. 241–266. Казанкина Е.Н., Волкова И.П. Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-46/lichnostnyie-resursyi-soczialnoj-reabilitaczii-licz-s-vrozhdennoj-i-priobretennoj-zritelnoj-patologiej (дата обращения: 21.10.2022). Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Эксмо, 2010. 368 с. Хазова С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 5. С. 188–191. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: проблема определения понятия // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2013. С. 148–151. Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2016. Т. 20. С. 86–92. URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.
Информация об авторе: Севастьянова Ульяна Юрьевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, ulyanakostroma@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0981-6669.
Информация о соавторе: Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297.