20
Попова Ирина Викторовна
Ярославский государственный технический университет
Страусова Анна Александровна
Ярославский государственный технический университет
Киселев Александр Александрович
Ярославский государственный технический университет
Соотношение внешних и внутренних факторов выбора профессии в мотивационной сфере студентов технического университета
Попова И.В., Страусова А.А., Киселев А.А. Соотношение внешних и внутренних факторов выбора профессии в мотивационной сфере студентов технического университета // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 158-164. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-158-164
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-158-164
УДК: 378:62
Дата приема статьи в публикацию: 11.10.2022
Аннотация: Статья посвящена анализу мотивационного компонента как показателя психологической готовности человека к профессиональной деятельности. Выявление мотивов, интересов и намерений работать по профессии, полученной в техническом вузе, является фактором управления качеством подготовки молодых специалистов. На формирование мотивов выбора профессии оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда. Описаны результаты исследования мотивационной сферы студентов Ярославского государственного технического университета, целью которого было установление взаимосвязи процесса профессиональной ориентации в школьные годы и процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в вузе. С помощью результатов исследования выявлено соотношение внешних и внутренних факторов формирования мотивов выбора будущей профессии. В исследовании зафиксирован входной параметр для формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов технического университета. Получена оценка респондентами возможности влиять на желание работать по получаемой специальности. Подтверждена тенденция снижения роли общеобразовательных школ в организации профессиональной ориентации старшеклассников. На основании полученных результатов сформулированы рекомендации по формированию внутренней и внешней мотивации к профессии у студентов технического вуза. Сделан вывод о том, что исследование процесса мотивации студентов к профессиональной деятельности является актуальной научной задачей.
Ключевые слова: мотивация, фактор выбора профессии, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, психологическая готовность.
Список литературы: Адушинова А.Г. Выбор профессии: мотивационной аспект анализа // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. № 1 (37). С. 225–229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-professii-motivatsionnyy-aspekt-analiza (дата обращения: 25.07.2022). Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва: Логос, 2006. 183 с. Балашов А.П. Теория менеджмента: учеб. пособие. Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2018, 352 с. Джидарьян И.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно-исторической концепции потребностей // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 4. С. 57–66. Зобков В.А. Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 86–90. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с. Мамаева Н.А., Агапова Ю.Б. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2008. № 1 (42). С. 207–210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-studentov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения: 21.07.2022) Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2007. 203 с. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 32–38. https://doi.org/10.34216/2073- 1426-2021-27-2-32-38 Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 21.07.2022). Строкун С.А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 4 (26). С. 158–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-motivatsionnoy-sfery-studenta-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 21.07.2022). Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2011. Т. 8, № 2. С. 142–148. URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51767 (дата обращения: 21.07.2022).
Информация об авторе: Попова Ирина Викторовна, доктор социологических наук, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, pivik@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1769-8885
Информация о соавторе: Страусова Анна Александровна, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, strausova24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7788-6335
Информация о соавторе: Киселев Александр Александрович, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, aakiselev56@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1854-1548