9
Поморцева Надежда Павловна
Казанский федеральный университет
Авдеева Валерия Вячеславовна
Казанский федеральный университет
Проблема реализации принципов билингвального образования в Республике Татарстан
Поморцева Н.П., АвдееваВ.В. Проблема реализации концепции билингвального образования в Республике Татарстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 67-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-67-75
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-67-75
УДК: 371
Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2022
Аннотация: Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью и сложностью реализации принципов билингвального образования в регионах России. На современном этапе развития Российская Федерация придерживается принципов поликультурности, полилингвизма, многонациональности, уважения к национальной и культурной идентичности. В этой связи важным представляется опыт, накопленный Республикой Татарстан в сфере реализации билингвальной языковой политики в регионе. Широкий охват разновозрастной аудитории участников программы билингвального образования, разнообразие форм и методов ее реализации представляет авторам значительной материал для изучения и формулировки рекомендаций в рамках проблемы исследования. В ходе работы авторы проанализировали определение понятия «билингвизм», обобщили опыт руководства РТ в сфере реализации языковой политики в общеобразовательных учреждениях республики и в сфере дополнительного образования, классифицировали формы и методы реализации данной политики посредством социальных сетей в рамках концепции билингвальной молодежной политики РТ. Материалы исследования представляют интерес для специалистов по данной проблеме, а также могут найти широкое применение для повышения эффективности реализации билингвальной языковой политики в регионах РФ.
Ключевые слова: билингвизм, билингвальное образования, Республика Татарстан (РТ), русский язык, татарский язык, английский язык.
Список литературы: Аврорин В.А. Двуязычие и школа // Проблемы изучения двуязычия и многоязычия. Москва: Наука, 1972. С. 49–62. Блумфилд Л. Язык. Москва, 1968. 607 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38396 (дата обращения: 22.06.2022). Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования: пер. с англ. Киев, 1979. 264 с. URL: https://docplayer.com/32170941-U-vaynrayh-yazykovye-kontakty-sostoyanie-i-problem-y-issledovaniya-perevod-s-angliyskogo-yazyka-i-kommentarii-yu-a-zhluktenko-prof-d-ra-filol.html (дата обращения: 02.06.2022). Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). Москва; Берлин, 2014. 162 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252566 (дата обращения: 22.06.2022). Горбачева О.В. Проблемы развития билингвального образования Республики Татарстан // Вестник, экономики, права и социологии. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sistemy-bilingvalnogo-obrazovaniya-respubliki-tatarstan/viewer (дата обращения: 20.06.2022). «Есть живой татарский язык, он очень качественный. Через него можно объединять людей» // Реальное время. 04.10.2020. URL: https://realnoevremya.ru/articles/189415-intervyu-s-avtorami-proekta-v-tatarstane-my-ne (дата обращения: 16.06.2022). Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь, 1996. 195 с. Заседание Совета по межнациональным отношениям от 20 июля 2017 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55109/photos (дата обращения: 22.06.2022 Как фраза «На расслабоне, на чиле» проложила Джигану путь в тренды. 11 октября 2021. URL: https://medialeaks.ru/1110rgg-amv-na-chille/ (дата обращения: 16.06.2022). Миньяр-Белоручев Р.К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранные языки в школе. 1991. № 5. С. 15–16. О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан: Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII. URL: https://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/zrt/lang.htm (дата обращения: 22.06.2022). Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы: Государственная программа. URL: https://mincult.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-realizatsiya.htm (дата обращения: 16.06.2022). Сохранение, изучение и развитие государственных языков республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2022 годы: Государственная программа Республики Татарстан. URL: https://mon.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-respubliki-tatarstan.htm (дата обращения: 15.06.2022). Ширин А.Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новогород, 2007. 56 с. Хабарова Л.П. Билингвальное образование в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 846–852. Macnamara J. How Can One Measure the Extent of a Person’s Bilingual Proficiency? Description and Measurement of Bilingualism, ed. by L. Kelly. Toronto, University of Toronto Press, 1969, pp. 80–97. URL: https://doi.org/10.3138/9781487589134 (access date: 22.05.2022). Tatar memes.vk. URL: https://vk.com/tatmemes (access date: 20.06.2022).
Информация об авторе: Поморцева Надежда Павловна, кандидат педагогических наук, Казанский федеральный университет, Казань, Россия, nadpom@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7496-8204
Информация о соавторе: Авдеева Валерия Вячеславовна, Казанский федеральный университет», Казань, Россия, shirokova_valeriia@mail.ru