6
Кузнецова Ирина Викторовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Буракова Галина Юрьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Трошина Татьяна Львовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Голлай Анна Владимировна
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 49», Ярославль
Междисциплинарная интеграция в обучении математике как средство формировании математической грамотности обучающихся
Кузнецова И.В., Буракова Г.Ю., Трошина Т.Л., Голлай А.В. Междисциплинарная интеграция в обучении математике как средство формировании математической грамотности обучающихся // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 45-50. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-45-50
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-45-50
УДК: 373.5.016:51
Дата приема статьи в публикацию: 16.10.2022
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема реализации межпредметных связей школьного курса математики с другими естественнонаучными дисциплинами средней школы как актуального средства формирования функциональной грамотности у обучающихся. Перечислены механизмы междисциплинарной связи математики с другими дисциплинами. В качестве средства междисциплинарной связи математики с другими дисциплинами может выступать взаимодействие обучающихся в информационной образовательной среде по поиску нового знания, выявление свойств обобщенного характера, решение практико-ориентированных задач, объединение знаний из различных общеобразовательных предметов, обучение информатике на основе переноса и обобщения знаний из смежных предметов. В статье приведены примеры практико-ориентированных заданий, иллюстрирующие связь математики с такими дисциплинами средней школы, как информатика, биология, география, физика. Отмечается, что при решении таких задач школьники обучаются различным аспектам разноуровневой практико-ориентированной деятельности, в том числе использованию возможностей компьютера и глобальной сети Интернет. Показано, что математические конструкции и их аналоги встречаются даже в весьма далеких от точных наук областях знания, например, таких, как литература. Обосновано, что именно решение междисциплинарных задач формирует у учащихся метанавыки, необходимые в повседневной жизни.
Ключевые слова: межпредметные связи, школьный курс математики, практико-ориентированные задачи, функциональная грамотность, естественнонаучные дисциплины, информатика, моделирование в математике.
Финансирование и благодарности: Работа подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Механизм научно-методического сопровождения педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности школьников: трансфер образовательных технологий» (073-00109-22-02).
Список литературы: Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учеб.-метод. пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдуллаева, Ю.П. Киселев. Санкт-Петербург: КАРО, 2019. 160 с. Кузнецова И.В. Формирование когнитивных умений обучающихся в условиях цифрового обучения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. С. 161–165. Минкин А.В. Немой Онегин: роман о поэме. Москва: РГ-Пресс, 2021. 560 с. Панарина Л.Ю. Развитие функциональной грамотности обучающихся средней школы: метод. пособие для педагогов / Л. Ю. Панарина и др. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с. Полнер Т.И. Лев Толстой и его жена. История одной любви. Москва: У-Фактория, 2000. 200 с. Смирнов Е.И., Абатурова В.С. Математическая грамотность как результат освоения обучающимися современных достижений в науке // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С. 29–37. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1982. 176 с. Тарасова О.В. Методические истоки междисциплинарности в школьном курсе математики // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. № 1 (21). С. 48–57. Тестов В.А., Перминов Е.А. Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 11–34. Sala Sebastià G., Barquero B., Font V. Inquiry and Modeling for Teaching Mathematics in Interdisciplinary Contexts: How Are They Interrelated? Mathematics, 2021, 9, 1714. URL: https://doi.org/10.3390/math9151714 (access date: 28.05.2022). Williams J., Roth W.-M., Swanson D., Doig B., Groves S., Omuvwie M., Ferri R.B., Mousoulides N. Interdisciplinary Mathematics Education. A State of the Art. Springer Open, 2016, 43 p. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/27783/1002222.pdf?sequence=1&isAllowed=y (access date: 28.05.2022).
Информация об авторе: Кузнецова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, gits70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1780-2953
Информация о соавторе: Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, burakova.galina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1779-3735
Информация о соавторе: Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ttroshina1961@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2107-6277
Информация о соавторе: Голлай Анна Владимировна, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 49», Ярославль, Россия, anna_goll@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7359-7491