21
Крапивина Марина Юрьевна
Оренбургский государственный университет
Самостоятельная работа студентов университета при изучении иностранного языка
Крапивина М.Ю. Самостоятельная работа студентов университета при изучении иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 165-169.https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-165-169
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-165-169
УДК: 378:811.11
Дата приема статьи в публикацию: 13.10.2022
Аннотация: Данная статья рассматривает основные проблемы, возникающие при организации самостоятельной подготовки студентов нелингвистических специальностей в курсе обучения иноязычной коммуникации. Самостоятельная работа по иностранному языку в системе высшего профессионального образования рассматривается автором как инструмент, средство овладения системой профессиональных знаний, методами познавательной деятельности. Автором проанализированы теоретические подходы, отечественный и зарубежный опыт педагогической работы, изучены и структурированы методические и организационные аспекты данной проблемы. С учетом современных условий рассмотрены педагогические возможности сочетания традиционной и дистанционной форм организации самостоятельной работы студентов. На основе проведенных экспериментальных видов учебной работы выявлены оптимальные формы представления и организации учебного материала, направленные на развитие у студентов способностей креативного мышления, исследовательской работы с расширенным языковым материалом, независимой организации учебной деятельности, индивидуального подхода к выполнению учебных задач. В результате разработаныметодологические требования и способы оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза в новых условиях гибридной системы учебного процесса в вузе на основе зарубежного опыта и авторских исследований. Показана роль преподавателя в организации самостоятельной деятельности, персонализации языкового материала, стимуляции навыков его критического осмысления. Все представленные организационно-педагогические стратегии показали свою эффективность и могут быть реализованы в процессе лингвистической подготовки студентов вузов. Методологические основания могут послужить ориентирами в создании учебно-методических разработок.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, гибридное обучение, организация методической поддержки, активные виды работы, расширенный языковой материал, критическое мышление, персонализация учебной работы, дистанционный контроль результатов обучения.
Список литературы: Бажалкина Н.С. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика, 2015. № 1. С. 21–29. Баликоева М.И., Рубаева В.П. Организация самостоятельной работы магистрантов по иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного обучения // Мир науки: интернет-журнал, 2016. Т. 4, № 3. URL:http://mir-nauki.com/PDF/18PDMN316.pdf(дата обращения: 23.05.2022). Бочкарева Т.С., Крапивина М.Ю. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в условиях балльно-рейтинговой системы. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/83 (дата обращения: 23.05.2022). Каменская Л.С. К вопросу о развитии личностных качеств обучаемых, необходимых для автономной учебной деятельности по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Москва, 2001. С. 39–48. Ибрагимова Н.А., Чугунов А.С. Роль самостоятельной работы в обучении иностранному языку студентов факультета связей с общественностью // Казанский вестник молодых учёных. 2018. Т. 2, № 5 (8). С. 106–109. Крапивина М.Ю. Разработка курса обучения английскому языку для специальных целей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (321). С. 43–48. Balçıkanlı C. Learner Autonomy in Language Learning: Student Teachers’ Beliefs. Australian Journal of Teacher Education, 2010, № 35, pp. 90–103. Benson P. Autonomy in language teaching and learning.Language Teaching, 2007,vol. 40, No. 1, pp. 21–40. https://doi.org/10.1017/S0261444806003958 Broad J. Interpretations of independent learning in further education. Journal of Further and Higher Education, 2006, № 30 (2), pp. 119–143. Darn S. The Role of Homework. British council. Teaching English. URL:https://www.teachingenglish.org.uk/article/role-homework (access date: 03.05.2022). Moore M.G. Toward a theory of independent learning and teaching. The Journal of Higher Education,1973,№ 44 (9), pp. 661–679. North S., Pillay H.Homework: re-examining the routine. ELTJournal, 2002, № 56 (2). URL: https://www.researchgate.net/publication/31096416_Homework_Re-examining_the_routine (access date: 11.05.2022). Little D. Three versions of learner autonomy and their implications for English-medium degree programmes. Essential competencies for English-medium university teaching, 2017,pp. 145–157.
Информация об авторе: Крапивина Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, krapi1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0397-2185