10
Кашапова Ляля Мухаметдиновна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Ни Чжэнь
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
О моделировании процесса формирования вокально-исполнительской культуры младших школьников на уроках музыки
Кашапова Л.М., Ни Чжэнь О моделировании процесса формирования вокально-исполнительской культуры младших школьников на уроках музыки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 76-83. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-76-83
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-76-83
УДК: 373.5.016:78
Дата приема статьи в публикацию: 23.10.2022
Аннотация: Целью исследования стало моделирование педагогического процесса, определяющего оптимизацию формирования вокально-исполнительской культуры младших школьников на уроке музыки в школе. В статье представлена структурно-функциональная модель, выявляющая контекст прочтения музыкального произведения средствами пения. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания, определяющего успешность преобразующего воздействия певческой культуры на инициацию потребности творчества у ребёнка на этапе начального общего образования. Модель, в свою очередь, обеспечивает логику выбранных действий за счёт обозначения принципов как доминантных идей продвижения к цели: целостности, диалогичности, вариативности, доступности. В ходе обобщения экспериментальной работы ключевыми параметрами результатов разработанной конструкции в образовательной реальности начальной школы стало пропорциональное соотношение между компонентами, критериями и показателями сформированности у учащихся вокально-исполнительской культуры как синкретичной части общей культуры.
Ключевые слова: образование, модель, моделирование, музыка, вокально-исполнительская культура, музыкальное искусство, вокально-хоровая работа.
Список литературы: Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. Москва, 2006. 336 с. Алексеева Л.Л. Воспитание культуры пения в общеобразовательной школе: (Некоторые вопросы теории и практики): науч.-метод. пособие для учителей музыки и студентов сред. и высш. учеб. заведений. Москва, 2003. 115 с. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 26 с. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развитие человека. 5-е изд., стер. Москва, 2019. 448 с. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва, 1985. 208 с. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-kak-suschnost-metodologii-gumanisticheskoy-pedagogiki/viewer (дата обращения: 12.07.2021). Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2013. 381 с. Бордовская Н.В. Диалектика педагогических исследований: монография. Москва, 2020. 512 с. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: в 2 ч. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. Волгоград, 2005. Ч. 1. 120 с. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. Москва, 2003. 512 с. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: теоретические и экспериментальные психологические исследования. Москва, 1986. 240 с. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учеб. для студ. уч. высш. проф. образования. Москва, 2012. 256 с. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: кн. для учителя / сост. И.В. Пигарева. Москва, 2004. 191 с. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. (дата обращения: 12.07.2021). Красильников И.М. Принципы и методы реализации воспитательного потенциала музыки в школе // Педагогика. 2020. № 10. С. 60–698. Кулесевич Ч. Основы общей дидактики / пер с польск. О.В. Долженко. Москва, 1986. 269 с. Ларионова И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учеником и учащимися // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 198–206. Лейтос Н.С. Возрастная одарённость школьников / учеб. пособ. для студентов высш. пед. заведений. Москва, 2000. 320 с. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под рук. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. Москва, 1994. 228 с. Минькович Т.В. Моделирование как универсальный способ осуществления деятельности // Педагогика. 2013. № 10. С. 34–42. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учеб. пособ. 4-е изд., испр. Санкт-Петербург, 2014. 224 с. Оконь В. Введение в общую дидактику / пер. с польск. Л.Г. Кошкуревича, Н.Г. Горина. Москва, 1990. 382 с. Подласый И.П. Педагогика: учеб пособие для прикладного бакалавриата. 3-е изд., доп. и перераб. Москва, 2015. 276 с. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: учеб.- метод. пособие. 3-е изд., доп. Москва; Ярославль, 2020. 256 с. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. 8-е изд. Москва, 2011. 288 с. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. № 3 (40). С. 4–7. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем. 1961. № 2. С. 39–51. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. С. Карпушиной. Москва, 2019. 448 с. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1999. 348 с. Черниговская Т.В. Что происходит с мозгом, когда мы слушаем музыку: лекция. URL: https://paperpaper.ru/chto-proishodit-s-mozgom-kogda-my-slusha/ (дата обращения: 12.07.2021).
Информация об авторе: Кашапова Ляля Мухаметдиновна, доктор педагогических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан, Россия, lya220852@yandex.ru
Информация о соавторе: Ни Чжэнь, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 735554591@qq.com