18
Смирнова Светлана Алексеевна
Костромской государственный университет
Образовательный потенциал проблемно ориентированного обучения как педагогической технологии в структуре высшего образования
Смирнова С.А. Образовательный потенциал проблемно ориентированного обучения как педагогической технологии в структуре высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 139-146. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-139-146
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-139-146
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 19.06.2022
Аннотация: В статье рассматривается методика создания проблемно ориентированной среды на занятиях иностранным языком в вузе как актуальной технологии, развивающей универсальные и профессиональные компетенции студентов, которая способствует более глубокому пониманию изучаемого материала и применению полученных знаний на практике, чем при использовании опыта классического обучения. Изучаются принципы данной педагогической технологии и анализируются преимущества и недостатки ее практического применения. Цель статьи – исследовать теоретическую сторону вопроса и экспонировать возможности данной концепции построения занятий в вузе с возможностью концептуальных изменений всего процесса обучения, а именно существенное переосмысление роли преподавателя и студента и в целом содержания их коллективной академической деятельности.
Ключевые слова: проблемно ориентированная среда, педагогическая технология, универсальные и профессиональные компетенции, методика преподавания иностранного языка, самостоятельная работа студентов, активное обучение, критическое мышление, креативность в обучении, геймификация.
Список литературы: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая pоссийская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. 1434 с. Вепрева Т.Б. Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей на основе интегрированного курса: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 182 с. Виноградова О.С. Целесообразность использования проблемных методов в обучении ИЯ на продвинутом этапе в специализированном вузе // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков: сб. материалов науч.-практ. конф. вузов Москвы. 2003. С. 52–642. Глазерсфельд Э. фон. Радикальный конструктивизм и преподавание // Теоретические вопросы образования: хрестоматия. 2015. Ч. 2. С. 106–122. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников. 1995. 448 с. Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136–144. Малюга Е.Н. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам на современном этапе // Вопросы прикладной лингвистики. 2010. № 3. С. 83–97. Нестеренко А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 348 с. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб.: Питер, 2004. 159 с. Смирнова С.А. К вопросу о преподавании иностранного языка в вузе согласно новому стандарту ФГОС 3++ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 4. С. 205–209. Шухов В.С., Володин Н.Н., Чучалин А.Г. Вопросы непрерывного медицинского образования // Лечащий врач. 2000. № 3. С. 52–56. Barrows H. Problem-based Learning: An approach to medical education. Springer series on Medical Education, 1980, рp. 101-114. Ponomarenko E.V., Malyuga E.N. Business English and Functional Linguistics: Teaching Practical English in Perfect Harmony with Theory. 5th International Conference of Education, Research and Innovation, 2012, рр. 4524–4529. Lu Liu Xiaohuang Du, Zuo Zhang, Jiyin Zhou. Effect of problem-based learning in pharmacology education. A meta-analysis. Studies in Educational Evaluation, vol. 60, 2019, pp. 43-58. Savin-Baden M. Problem-Based Learning in Higher Education. Untold Stories, 2000, pp. 13-27. URL: https://www.researchgate.net/publication/243783611_Problem-based_Learning_in_Higher_Education_Untold_Stories (дата обращения: 16.01.2022). Talbert R. Inverted Classroom. Colleagues, 2012, vol. 9, issue 1, article 7. URL: http: //scolarworks.gvsu.edu/colleagues/vol.9/iss1/7 (дата обращения: 24.04.2022).
Информация об авторе: Смирнова Светлана Алексеевна, кандидат культурологии, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, grace-noire@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1276-7167