17
Листвин Александр Анатольевич
Череповецкий государственный университет
Гарт Марина Арисовна
Череповецкий государственный университет
Среднее профессиональное образование: необходимость структурных изменений
Листвин А.А., Гарт М.А. Среднее профессиональное образование в России: необходимость и возможность структурных изменений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 131-138. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-131-138
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-131-138
УДК: 377.5
Дата приема статьи в публикацию: 20.08.2022
Аннотация: Отечественная система среднего профессионального образования (СПО), несмотря на декларируемый в последние годы рост её популярности, систематически критикуется за инерционность и отставание от техноло-гических изменений в экономике и, как следствие, не удовлетворение её по-требности в квалифицированных рабочих кадрах. Количественное накопле-ние негативных факторов диктует необходимость качественных структурных изменений в системе СПО. Намеченные ранее и не завершённые по настоящее время государственные программные мероприятия не дали положительных результатов в повышении эффективности её функционирования. Предлагаемый новый проект – «Профессионалитет», позиционируемый как новый уровень образования, может рассматриваться как возможность комплексной реструктуризации системы СПО России. На основе методов сравнительного и ретроспективного анализа статистических данных российских и международных исследований, контент-анализа сайтов учреждений СПО делается вывод о необходимости структурных изменений в системе СПО. Одним из основных результатов исследования стали анализ причин асинхронности функционирования системы СПО и кадровых потребностей предприятий, а также возможные варианты организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет». Практическая значимость ис-следований состоит в демонстрации возможностей ретроспективного, прогностического и сравнительного анализов в оценке деятельности учреждений СПО и трансформации их в другие образовательные системы.
Ключевые слова: профессионалитет, среднее профессиональное образование, про-фессиональное обучение, национальная система квалификаций
Финансирование и благодарности: Авторы статьи выражают благодарность департаменту труда и департаменту образования правительства Вологодской области за предоставленные аналитические материалы.
Список литературы: Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития // Образо-вание и наука. Т. 23, № 10. 2021. С. 44–77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77 Баканова И.Г., Капустина Л.В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2022. № 4. С. 50–64. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110223 (дата обращения: 12.05.2022). Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб., 2002. 240 с. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. Т. 23, № 7. 2021. С. 41–71. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 Блинов В.И., Сергеев И.С., Сатдыков А.И. и др. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года. М., 2021. 73 с. URL: http://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/scenarii_razvitiya_spo/part1.pdf Вишневская Н.Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5–29. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29 Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: организация образовательного процесса // Образование и наука. 2014. № 7. С. 64–74. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7 Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: кризис реформ // Вестник ЧГУ. 2019. № 3. С. 169–177. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-18 Мирошин Д.Г., Корнеев К.В. Профессиональное образование в России в условиях перехода к шестому технологическому укладу в экономике. URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik (дата обращения: 18.05.22). Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическо-му укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues Работать ради лучшего будущего: Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. Международное бюро труда. Женева, 2019. 88 с. URL: https://mtrud.rk.gov.ru/ru/document/show/2270 (дата обращения: 14.05.2022). Формирование Национальной системы квалификаций: сборник норма-тивных документов. М., 2014. 72 с. Bartlett B. Effectiveness of vocational education in ensuring equity and professional mobility among young people. Economic Annals, 2009, vol. 54, iss. 180, pp. 7-39. URL: http://ea.ekof.bg.ac.RS/PDF/180/1-1.pdf. Cedefop. Skills forecast 2020: Germany. Cedefop skills forecast. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/germany-2020-skills-forecast (дата обращения: 14.05.22). Hannelore K., Yesenina E.Yu. “An old lady in a very modern interaction in Germany and in the Worldˮ. Education and Science, 2015, № 8, рр. 34-49. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-8-34-49. Kuczera M. Incentives for Apprenticeships. OECD Educational Works, Net. 152, OECD Publishing House, Paris, 2017, 50 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/incentives-for-apprentIceShip_55bb556d-en Lafontaine F., Slade M. Vertical integration and corporate boundaries: evi-dence. Journal of Economic Literature, 2007, vol. 45, № 3, рр. 629-685. URL: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/jel.45.3.629 (дата обращения: 21.10.21). Mohrenweiser J., Zwick T. Why do firms train students? The puzzle with net worth revised. Labor economics, 2009, № 16(5), pp. 631-637. URL: http://kops.Uni-kostanz.de/bitstream/handle/123456789/1212124/mohrenweiser_zwick_2008.pdfishence=1 Wolter S.C., Muehlemann S., Schweri J. Why some firms teach apprentices and many others do not. German economic review, 2006, № 7 (3), pp. 249-264. URL: https://www.econstor.eu/handle/10419/20152
Информация об авторе: Листвин Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, Че-реповецкий государственный университет, Череповец, Россия, alistvin.54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0445-3598
Информация о соавторе: Гарт Марина Арисовна, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, garmara@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843