6
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников в образовательной организации
Байбородова Л.В. Проектирование допрофессионгальной педагогической подготовки школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 45-52. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-45-52
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-45-52
УДК: 159.99
Дата приема статьи в публикацию: 27.06.2022
Аннотация: Решение проблемы педагогических кадров, качества их профессиональной деятельности зависит в значительной мере от организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которые осознанно выбирают профессию учителя и стремятся добиться поставленной цели. В статье дается определение понятий «допрофессиональная педагогическая подготовка», «проектировании», рассматривается сущность проектирования в образовательной организации, определяется его связь с другими близкими понятиями (моделирование, конструирование, программирование, планирование). Подчеркивается важность педагогического проектирования для объединения, развития сотрудничества заинтересованных субъектов (педагогов, детей, их родителей, специалистов, преподавателей педагогических вузов и колледжей) в процессе разработки концепции и программы, планов допрофессиональной педагогической подготовки, проектов, обеспечивающих непрерывное педагогическое образование. Рассматриваются функции проектирования (аналитическая, прогностическая, развивающая, интегрирующая и др.), предлагаются характеристики проектов (концепция, модель, программа, план, маршрут), определяются принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании допрофессиональной педагогической подготовки (прогнозирования, саморазвития, мотивационного обеспечения, взаимодействия, субъектной позиции взрослых и детей в процессе проектирования, технологичности, непрерывности, систематичности и цикличности). На основе анализа результатов многолетней опытной работы предлагаются этапы проектирования допрофессиональной подготовки школьников, ориентированных на педагогическую профессию, дается краткая характеристика действий взрослых и детей в процессе разработки проектов.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, допрофессиональная педагогическая подготовка, педагогическое проектирование, образовательная организация, концепция, модель, программа.
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006)
Список литературы: Байбородова Л.В., Белкина В.В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: монография. Ярославль, 2021. 282 с. Бугакова Е.В., Москвина А.В. Из педагогического класса – в педагогическую профессию // KANT. Педагогические науки. 2018. №1 (26). С.28 – 31. Гаврилова О.М., Безрукова Н.П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа-Университет» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С.99-103. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. Казань, 2004. 212 с. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. С. 11-20. Диких Э.Р., Чухина Е.В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Гуманитарные исследования. 2019. №3 (24). С.139 – 142. Жук А.И. Педагогические классы в республике Беларусь – состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции, г. Минск, 5 ноября 2019 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; под ред. А. И. Жука. Минск, 2019. С. 3-5. Муравьева Г. Е. Основы теории проектирования образовательного процесса в школе // Школа будущего. 2009. № 1. С. 51-58. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995. 246 с. Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам [Текст]: методические рекомендации для педагогических работников / Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. Ярославль, 2006. 116 с. Успенский В.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль, 1999. 235 с.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013