2
Исадченко Сергей Олегович
Департамент научных исследований и информатизации, Институт психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Краснощеченко Ирина Петровна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Готовность молодых преподавателей к профессиональной деятельности в цифровом образовательном пространстве
Исадченко С.О., Краснощеченко И.П. Готовность молодых преподавателей к профессиональной деятельности в цифровом образовательном пространстве // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 13-21. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-13-21
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-13-21
УДК: 378:004
Дата приема статьи в публикацию: 01.04.2022
Аннотация: Динамичное развитие цифровых технологий приводит к непрерывно возрастающему применению информационных продуктов и услуг во всех сферах современного общества, в том числе и в образовании. Здесь появляются технологии, платформы и сервисы, предоставляющие неограниченные возможности получения информации, освоения различных учебных курсов и программ в дистанционном формате, в режиме онлайн- и офлайн-обучения. В центре таких изменений – молодые преподаватели. От них требуется не только готовность принять происходящие трансформации, быстро освоить новые возможности, адаптировать их к преподаванию дисциплин, но и непрерывно совершенствовать образовательный процесс с учетом приобретаемого опыта и выявляемых проблемных его аспектов. В статье представлены результаты исследования готовности молодых преподавателей университета к работе в динамично развивающейся информационной образовательной среде, к разработке и созданию электронных образовательных курсов и активизации использования ИКТ в образовательном процессе. В работе проводится сравнительный анализ результатов опросов, проведенных в 2020 и 2021 гг. в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского. Авторы делают вывод о необходимости создания в университете системы работы по сопровождению молодых преподавателей как в плане профессионального, так личностного развития.
Ключевые слова: молодой преподаватель, цифровизация образования, цифровое образовательное пространство, психологические особенности личности молодого преподавателя высшей школы, опрос
Список литературы: Балезина Е.А. Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article Гиль А.В., Морозов А.В. От информатизации к цифровизации образовательного процесса // Образование и право. 2019. № 12. С. 129–135. Грунт Е.В., Елисеева Е.С. Имидж профессий и образ молодых преподавателей вузов: особенности взаимодействия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2015. № 3 (143). С. 43–50. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 5–12. Казак М.А., Краснощеченко И.П., Белинская Т.В. Управление переходом к дистанционному способу реализации образовательного процесса: опыт Калужского госуниверситета // Университетское управление: практика и анализ, 2020, № 2. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/1198/1050# Кашапов М.М. Формирование профессионального творческого мышления. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2013. Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2020. 112 с. Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17–23. Кувшинов С. M-learning – новая реальность образования // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 75–78. Леднева С.А. Мотивация трудовой деятельности молодых преподавателей и работа с молодежным кадровым резервом в вузе // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2018. № 2. С. 142–149. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.; СПб., 2019. Морозов А.В. Субъектность и цифровизация // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1, № 4. С. 99–107. Мухаметзянов И.Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article Нидергаус Е.О., Банникова Л.Н. Особенности и противоречия формирования профессиональной идентичности современных молодых преподавателей вуза // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5, № 1. С. 50–56. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М., 2004. 416 с. Якупова О.В. Особенности инновационного потенциала молодого преподавателя вуза // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016): Труды науч.-практ. конф. с зарубежным участием / под ред. А.В. Бабкина. 2016. С. 693–698.
Информация об авторе: Исадченко Сергей Олегович, Департамент научных исследований и информатизации, Институт психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, isadchenko@tksu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0543-1558.
Информация о соавторе: Краснощеченко Ирина Петровна, доктор психологических наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, krasnoshe4enko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8274-960X