- 26
- Русские антропонимы на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: лингводидактический аспект
- Сергеева Н.М., Верещагина О.Н., Прусова Е.Н. Русские антропонимы на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: лингводидактический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 195-201. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-195-201
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-195-201
- УДК: 811.161.1
- Дата приема статьи в публикацию: 26.06.2021
- Аннотация: Данная статья посвящена актуальным проблемам изучения русских антропонимов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Авторами выделены и описаны основные трудности, возникающие у иностранцев при употреблении в речи русских имён и фамилий: выбор необходимой в конкретной коммуникативной ситуации комбинации компонентов русского личного имени; наличие широкого спектра гипокористических и квалитативных личных имён, трудность их соотнесения с полной формой имени; совпадение некоторых мужских и женских гипокористических личных имён, затрудняющее их различение в малом контексте. Проведён сравнительный анализ учебных пособий элементарного уровня по русскому языку как иностранному с точки зрения представленности в них русских личных имён, предписанных лексическим минимумом соответствующего уровня к освоению обучающимися. Установлено, что необходимый лексический материал в анализируемых пособиях представлен не в полном объёме, системная подача информации об образовании и употреблении антропонимов отсутствует. Авторами статьи сформирована и представлена система языковых и речевых заданий, восполняющих указанные недостатки и способствующих успешному освоению русских личных имён иностранными обучающимися на элементарном уровне владения языком.
- Ключевые слова: антропоним, формула русского имени, личное имя, отчество, фамилия, русский язык как иностранный, элементарный уровень владения языком.
- Список литературы: Аль-Дурейд М. Русские личные имена на фоне арабских имён // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 255–260. Ван Д. Русские личные имена в китайской методике преподавания РКИ и в современном китайском обществе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 4. С. 7–10. Котова Д.С., Чжао Ч. Русские антропонимы в сознании китайских студентов (по материалам анкетирования) // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3. С. 430–435. Крюкова Г.М. Антропоним в структуре учебного дискурса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 8. С. 235–240. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 480 с. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / сост. Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. М.; СПб.: ЦМО МГУ: Златоуст, 2020. 80 с. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: РУДН, 2010. 181 с. Малышев Г.Г. Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях. М.: Русский язык: Курсы, 2017. 296 с. Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся антропонимам в деловой и разговорной сферах общения (функционально-коммуникативный подход) // Преподаватель XXI век. 2020. № 4. С. 196–209. Мозелова И.В. Русский сувенир. Элементарный уровень: учебник. М.: Русский язык: Курсы, 2019. 160 с. Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 168–174. Суси М., Ангграени П.Д., Нани И., Ипси С.С. Русский антропоним с точки зрения носителя индонезийского языка // Sciences of Europe. 2020. № 55. С. 29–33. Чернышов С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. СПб.: Златоуст, 2012. 280 с. Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2013. 320 с. Khavronina S., Chirotchenskaïa A., Bron-Tchitchagova L. Le Russe à votre rythme: cours pratique pour francophones. Cours elementaire. Paris, Institut d'etudes slaves, 2007, 238 p.