26
Сергеева Надежда Михайловна
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Верещагина Ольга Николаевна
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Прусова Елена Николаевна
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Русские антропонимы на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: лингводидактический аспект
Сергеева Н.М., Верещагина О.Н., Прусова Е.Н. Русские антропонимы на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: лингводидактический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 195-201. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-195-201
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-195-201
УДК: 811.161.1
Дата приема статьи в публикацию: 26.06.2021
Аннотация: Данная статья посвящена актуальным проблемам изучения русских антропонимов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Авторами выделены и описаны основные трудности, возникающие у иностранцев при употреблении в речи русских имён и фамилий: выбор необходимой в конкретной коммуникативной ситуации комбинации компонентов русского личного имени; наличие широкого спектра гипокористических и квалитативных личных имён, трудность их соотнесения с полной формой имени; совпадение некоторых мужских и женских гипокористических личных имён, затрудняющее их различение в малом контексте. Проведён сравнительный анализ учебных пособий элементарного уровня по русскому языку как иностранному с точки зрения представленности в них русских личных имён, предписанных лексическим минимумом соответствующего уровня к освоению обучающимися. Установлено, что необходимый лексический материал в анализируемых пособиях представлен не в полном объёме, системная подача информации об образовании и употреблении антропонимов отсутствует. Авторами статьи сформирована и представлена система языковых и речевых заданий, восполняющих указанные недостатки и способствующих успешному освоению русских личных имён иностранными обучающимися на элементарном уровне владения языком.
Ключевые слова: антропоним, формула русского имени, личное имя, отчество, фамилия, русский язык как иностранный, элементарный уровень владения языком.
Список литературы: Аль-Дурейд М. Русские личные имена на фоне арабских имён // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 255–260. Ван Д. Русские личные имена в китайской методике преподавания РКИ и в современном китайском обществе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 4. С. 7–10. Котова Д.С., Чжао Ч. Русские антропонимы в сознании китайских студентов (по материалам анкетирования) // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3. С. 430–435. Крюкова Г.М. Антропоним в структуре учебного дискурса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 8. С. 235–240. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 480 с. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / сост. Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. М.; СПб.: ЦМО МГУ: Златоуст, 2020. 80 с. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: РУДН, 2010. 181 с. Малышев Г.Г. Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях. М.: Русский язык: Курсы, 2017. 296 с. Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся антропонимам в деловой и разговорной сферах общения (функционально-коммуникативный подход) // Преподаватель XXI век. 2020. № 4. С. 196–209. Мозелова И.В. Русский сувенир. Элементарный уровень: учебник. М.: Русский язык: Курсы, 2019. 160 с. Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 168–174. Суси М., Ангграени П.Д., Нани И., Ипси С.С. Русский антропоним с точки зрения носителя индонезийского языка // Sciences of Europe. 2020. № 55. С. 29–33. Чернышов С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. СПб.: Златоуст, 2012. 280 с. Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2013. 320 с. Khavronina S., Chirotchenskaïa A., Bron-Tchitchagova L. Le Russe à votre rythme: cours pratique pour francophones. Cours elementaire. Paris, Institut d'etudes slaves, 2007, 238 p.
Информация об авторе: Сергеева Надежда Михайловна, кандидат филологических наук, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Россия, nadezhda171@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2938-707Х
Информация о соавторе: Верещагина Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Россия, olgavereshchagina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2959-4987
Информация о соавторе: Прусова Елена Николаевна, кандидат филологических наук, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Россия, timofeevalena76@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3842-723Х