14
Пронина Анжелика Николаевна
Институт психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина
Мартынова Любовь Николаевна
Институт психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина
Выявление различий эмоциональной сферы современных дошкольников из полных и неполных семей
Пронина А.Н., Мартынова Л.Н. Выявление различий эмоциональной сферы современных детей дошкольного возраста из полных и неполных семей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 106-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-106-117
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-106-117
УДК: 373.2
Дата приема статьи в публикацию: 14.08.2021
Аннотация: В статье описывается значимость развития эмоциональной сферы современных детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Рассмотрены различные точки зрения на данную проблему. Для выявления различий эмоциональной сферы современных детей дошкольного возраста из полных и неполных семей отобраны методики диагностики, необходимые и значимые для решения задач нашего исследования, определены объём генеральной совокупной выборки и независимые выборки детей и родителей из полных и неполных семей. В качестве диагностических методик были выбраны: методика диагностики эмоциональной сферы ребёнка (Л.П. Стрелкова), проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине), методика исследования эмоционального состояния (Э.Т. Дорофеева). Для определения различий эмоциональной сферы детей дошкольного возраста из полных и неполных семей применялся метод математической статистики – параметрический t-критерий Стьюдента, расчёт которого осуществлялся с помощью программы SPSS Statistics. Представлены результаты, которые указывают на отсутствие различий эмоциональной сферы современных детей дошкольного возраста из полных и неполных семей, что объясняется особенностями развития ребёнка и не зависит от состава семьи. Выявлено, что мимика и пантомимика являются экспрессивным компонентом эмоции и имеют психофизиологическую природу. Вербализация эмоционального состояния имеет особенности развития на различных этапах дошкольного возраста и обусловлена педагогическими условиями обучения в процессе речевого развития, графическое изображение детьми эмоций зависит от их эмоционального опыта, эмоциональной активности ребёнка, существуют неосознанность поведения и природная чувствительность детей.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, полные семьи, неполные семьи, дети дошкольного возраста, методики.
Список литературы: Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 208 с. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Л.С. Алексеева, М.М. Плотник, А.С. Спиваковская, В.И. Ширинский. М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. Вып. 1. 40 с. Воронцова М.В., Дубровская Т.А. Семьеведение: учеб. пособие. Таганрог: Российский гос. социальный ун-т, 2010. 234 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2001. 536 с. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи: монография. М.: Институт социологии РАН, 2016. 210 с. Дружинин В.Н. Психология семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 176 с. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С. 30–47. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1: Психическое развитие ребенка. 320 с. Зубова Г.Г. Роль отца в социальной ситуации развития ребенка –дошкольника // Как помочь ребенку войти в современный мир? М., 2005. С. 74–79. Калина О.Г. Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Инфра-М, 2019. 112 с. Кулик Л.А., Берестов Н.К. Семейное воспитание. М., 1990. 120 с. Ланге Н.Н. Психологические исследования // Закон перцепций. Теория волевого внимания Закон перцепций. Теория волевого внимания. Одесса: Одесский военный округ, 1893. 24 с. Лафренье Питер. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер. с англ. М. Васильева и др. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознакс, 2004. 250 с. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 24 с. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с. Остроух И.Г., Белгородский В.С., Котовская М.Г. Современная семья. Новые тенденции в воспитании и образовании: монография. М.: МГУДТ, 2006. 120 с. Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф. Отцы и их дети после развода // Социс. 2002. № 6. С. 111–116. Стрелкова Л.П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., 1999. 54 с. Туманова Е.В., Филиппова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 22–26. Филиппова Е.В. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 430 с.
Информация об авторе: Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, Институт психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, Елец, Россия, antipi-elena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5454-9830
Информация о соавторе: Мартынова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, Институт психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, Елец, Россия, pipdosh@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4049-5258