22
Лаврентьева Наталья Геннадьевна
Ивановский государственный университет
Орлова Евгения Валерьевна
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Формирование навыка просодического оформления спонтанной англоязычной речи у студентов неязыковых вузов
Лаврентьева Н.Г., Орлова Е.В. К вопросу о формировании навыка просодического оформления спонтанной англоязычной речи у студентов неязыковых вузов (экспериментально-фонетическое исследование на материале учебных монологических высказываний) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 167-172. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-167-172
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-167-172
УДК: 811.11:378
Дата приема статьи в публикацию: 03.08.2021
Аннотация: В статье обсуждается роль просодического оформления высказывания в формировании навыка спонтанной речи. Недостаточная разработанность научно-обоснованной методики формирования навыка устной речи с учетом ее просодических характеристик определяет актуальность исследования. Основная цель – скорректировать методику обучения навыкам говорения, основываясь на результатах экспериментально-фонетического исследования. Методология исследования строится на комплексном подходе с использованием лингвистических методов, традиционных для экспериментально-фонетического исследования, в сочетании с системным и субъектно-деятельностным подходами, которые легли в основу разработанных методических рекомендаций. Приведены результаты экспериментально-фонетического исследования 97 монологов обучающихся продолжительностью 190 минут. Исследование показало, что потенциально ошибочными областями просодического оформления псевдо-спонтанной речи являются: сегментация, неверное выделение коммуникативного центра высказывания, организация речевого потока (ритмика), интонационная разорванность, нарушение мелодического контура высказывания, вкрапления русской речи. Неадекватность, или «ненативность», то есть неестественность просодического оформления устной речи русскоязычными студентами проявлялась в ошибочном смысловом членении речевого потока, его небрежной сегментации, слишком дробном и немотивированном членении фраз. Предлагаемая методика работы над фонетической стороной речи в учебном монологе включает в себя следующие этапы: восприятие речи на слух, повторение речевой модели, неподготовленное чтение и непосредственно производство речи. Методические рекомендации для преподавателей содержат конкретные предложения по внедрению в практику преподавания английского языка в вузе методов обучения фразовому ударению, синтагматическому членению, паузации, интонированию и ритмике спонтанной речи.
Ключевые слова: просодия, спонтанная речь, просодическая интерференция, учебный дискурс, формирование фонетических навыков, методика преподавания английского языка.
Список литературы: Богуславский И.М. Грамматикализация способов разрешения синтаксических конфликтов: асимметричные конструкции // Јужнословенски филолог. 2013. LXIХ. С. 115–135. Вишневская Г.М. Интерференция и акцент (на материале интонационных ошибок при изучении неродного языка): дис. … докт. филол. наук. СПб., 1993. 373 с. Лаврентьева Н.Г. Просодические особенности экономического дискурса // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (15). С. 44–47. Лаврентьева Н.Г. Просодическое оформление двухкомпонентных терминологических единиц (на материале экономического дискурса) // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 3. № 3. С. 192–195. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Красанд, 2014. 316 c. Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2020. 448 с. Орлова Е.В. Просодическое оформление английских коллокаций: экспериментальное исследование // Актуальные вопросы современной науки и образования: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 235–245. Подлесская В.И., Кибрик А.А. Коррекция в устной русской монологической речи по данным корпусного исследования // Русский язык в научном освещении. 2006. № 12. С. 7–55. Сизова Ю.С., Беляева Н.Г. Использование неадаптированных материалов для развития разговорных навыков у студентов: метод “noticing” («узнавание») в языковой деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 180–186. Соловьёва И.Ю. Формирование навыков спонтанной иноязычной речи как составляющей профессиональной компетентности студентов высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 86–88. Тюрина С.Ю. Профессионально ориентированное обучение магистрантов по иностранному языку: системный подход // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 4 (775). С. 58–67. Фонетика спонтанной речи / Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гейльман Н.И. и др.; под ред. Н.Д. Светозаровой. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 248 с. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. СПб.: ЛКИ, 2008. 432 с. Bradford B. Intonation in Context. Intonation Practice for Upper-intermediate and Advanced Learners of English. Student’s Book. Cambridge University Press, 2005, 62 p. Castillo M.V. Oral Discourse in Foreign Language Education. The Speaking Activities in EFL Textbooks and the CEFR. Universitat De Barcelona, 2016, 298 p. Darcy I. Powerful and Effective Pronunciation Instruction: How Can We Achieve It? The CATESOL Journal, vol. 30.1, 2018, pр. 13–45.
Информация об авторе: Лаврентьева Наталья Геннадьевна, кандидат филологических наук, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, engl.natalya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7280-4882
Информация о соавторе: Орлова Евгения Валерьевна, кандидат филологических наук, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, Иваново, Россия, ev.orlova.ispu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6647-0548