16
Крылова Марина Александровна
Костромской государственный университет
Когнитивно-стилевые характеристики личности как фактор защитно-совладающего поведения
Крылова М.А. Когнитивно-стилевые характеристики личности как фактор защитно-совладающего поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 126-133. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-126-133
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-126-133
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 29.06.2021
Аннотация: В статье представлены теоретические и эмпирические исследования когнитивно-стилевых характеристик личности, ментальной репрезентации и защитно-совладающего поведения (копинг-стратегии и механизмы психологической защиты). Описываются результаты эмпирического исследования (n = 169) когнитивных стилей: ригидный/гибкий познавательный контроль, узкий/широкий диапазон эквивалентности, когнитивная простота/сложность и их влияние на защитно-совладающее поведение. Выявлена склонность респондентов с гибким познавательным контролем оценивать трудную жизненную ситуацию через временные характеристики, связывать ее с разрешимостью и безопасностью. В защитно-совладающем поведении они выбирают «Самоконтроль», «Социальную поддержку», «Принятие ответственности». Когнитивная простота / сложность характеризуется прогнозируемостью, разрешимостью и возможностью изменения ситуации. Респонденты, относящиеся к узкому диапазону эквивалентности, оценивают ситуацию с точки зрения полноты и насыщенности. Выявлено, что от специфики ментальной репрезентации представителей когнитивно-стилевых характеристик зависит защитно-совладающее поведение в трудной жизненной ситуации. Делается вывод о том, что ментальная репрезентация может являться связующим звеном между когнитивно-стилевыми характеристиками личности и защитно-совладающим поведением.
Ключевые слова: когнитивные стили, ментальная репрезентация, совладающее поведение, механизмы психологической защиты
Список литературы: Битюцкая Е.В. Методика «Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций»: результаты апробации // Вестник интегративной психологии. Ярославль, 2013. С. 62–64. Битюцкая Е.В. Структура и динамика образа трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 3. С. 116–131. Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Факторная структура опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф.; Кострома, 26–28 сент. 2019. Кострома: Изд-во КГУ, 2019. Т. 2. С. 324–327. Волкова Е.В., Дудникова Т.А. Особенности проявления узкого/широкого диапазона эквивалентности в структуре индивидуальности в период ранней взрослости // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга: Эйдос, 2016. С. 384–396. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности / Корнилова Т.В., Скотникова И.Г., Чудина Т.В. и др. // Когнитивные стили: тезисы науч.-практ. семинара / под ред. В. Колги. Таллин, 1986. С. 99–103. Краснов В.В. Когнитивная сложность как фактор саморегуляции агрессивного поведения: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2018. 152 с. Мочалова Ю.А. Особенности связи образа мира и когнитивного стиля у представителей различных национальностей // Образование. Наука. Инновации. 2013. № 6 (32). С. 217–222. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 32–42. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН, 2010. 352 с. (Экспериментальные исследования). Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 5–17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Барс, 1997. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. 480 с. Bieri J. Cognitivecomplexity-simplicity and predicative behavior. J. of Abnormal and Social Psychology, 1955, vol. 51. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N. Y., 1984. Pitt D. (2020). Mental Representation. Stanford Encyclopedia of Philosophy. https//:plato.stanford.edu/entries/mental-representation.
Информация об авторе: Крылова Марина Александровна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия. marinakrilova82@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9593-4823