27
Колышко Александр Марьянович
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Влияние поэтического и музыкального ритма на восприятие и осмысление древнегреческим учеником образовательного текста
Колышко А.М. Влияние поэтического и музыкального ритма на восприятие и осмысление древнегреческим учеником образовательного текста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 202-208. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-202-208
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-202-208
УДК: 159.99
Дата приема статьи в публикацию: 01.08.2021
Аннотация: В статье представлены результаты историко-психологической реконструкции образовательного чтения в древнегреческой школе. Целью данной реконструкции являлось выявление психологических механизмов влияния на личность ученика музыкального и поэтического ритма, определение педагогического потенциала поэтического текста как средства воспитания, раскрытие психологических механизмов активности текста как субъекта образовательного чтения. Рассматриваются образовательные эффекты ритма мифолого-поэтического текста в контексте формирования социокультурной идентичности древнегреческого ученика. Описываются психологические механизмы участия поэтического и музыкального ритма в организации практики чтения в древнегреческой школе. Отмечается, что поэтический ритм текста предполагает особый способ участия в образовательном чтении учителя. На основании проведенной реконструкции делается вывод о том, что ритмически напряженный по своей природе образовательный мифолого-поэтический текст обладает способностью вызывать у ученика эмоциональный отклик, воздействовать на его бессознательные установки, навязывать читателю эмоциональные и смысловые доминанты восприятия и понимания написанного. Важнейшая задача современного образования обнаруживается в формировании чувства ритма ученика в процессе образовательного чтения. Отмечается, что данное чувство ритма в современной школе возможно формировать, обратившись к различным по своей ритмической напряженности образовательным текстам и текстам, используемым в молодежной культуре.
Ключевые слова: образовательное чтение, поэтический и музыкальный ритм, ритмическая напряженность текста, смысловое пространство текста, смысловая доминанта восприятия текста, эмоциональный отклик, чувство ритма.
Список литературы: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М.: МИФ, 2011. 344 с. Андрющенко Е.А., Гольштейн Ю.Р., Щербакова О.В. Полнота понимания многозначных текстов у лиц с различными уровнями эмоционального интеллекта и модели психического // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 6. С. 69–80. Аристотель Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с. Болтаева С.В. Ритмическая организация суггестивного текста: автореф. … дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 25 с. Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного образа. М.: Академия естествознания, 2013. 171 с. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. Москва; Ленинград: Государственное социально-экономическое изд-во, 1934. 325 с. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с. Губина С.Т. Типологии музыкальных преподчтений: психологические типы бытийного и дефицитарного восприятия музыки // Психология и психотехника. 2013. № 5 (56). С. 433–439. Далькроз Э.Ж. Ритм. М.: Классика – XXI, 2001. 248 с. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. 470 с. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: в 2 т. М.: Изд-во Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. Т. 1. 593 с. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век, 2004. 496 с. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 672 с. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Ленинград: Просвещение, 1972. 272 с. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 368 с. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с. Назаров А.И., Тимушева Д.М. Навыки чтения: формирование, диагностика и функционирование // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 5. С. 67–79. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. 152 с. Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1993. 211 с. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск: Тип. Дома Трудящихся, 1922. 304 с. Свенбро Й. Древняя Греция в эпоху архаики и классический период: Возникновение практики «безмолвного чтения» – чтения про себя // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / под ред. Г. Кавалло, Р. Шартье. М.: Изд-во ФАИР, 2008. С. 53–88. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Академия педагогических наук, 1947. 366 с. Шахбаз С.А.С. Художественные функции ритма в поэтическом произведении // Вестник Московского университета. 2009. № 6. С. 135–148. Шаховский В.И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 29–42. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с. Федоров А.В. Введение в теорию перевода. М.: Иностранная литература, 1953. 334 c. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. М.: Директ-Медиа, 2014. 279 с. Чернова М.М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста: дис. … канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2002. 295 с. Kneepkens E., Zwaan R.A. Emotions and literary text comprehension. Poetics, 1994, vol. 23, № 1–2, рр. 125–138. Megalakaki O., Ballenghein U., Baccino T. Effects of valence and emotional intensity on the comprehension and memorization of text. Frontiers in Psychol, 2019, vol. 10. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00179/full (access date: 11.08.2021). Miall D.S. Beyond the schema given: affective comprehension of literary narrative. Cognition and Emotion, 1989, vol. 3, рр. 55–78. Trevors G.J., Kendeou P., Butterfuss R. Emotion processes in knowledge revision. Discourse of Processes, 2017, vol. 54, № 5–6, рр. 406–426. Van Dijk T.A., Kintsch W. Strategies of discourse comprehension. New York, Academic Press, 1983, 418 p.
Информация об авторе: Колышко Александр Марьянович, кандидат психологических наук, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь, amkol@grsu.by, https://orcid.org/0000-0003-2704-6044