grebеnkina-as-vestnik-pip-2021-3.pdf |
- 24
- Практико-ориентированные задачи как средство обучения математике курсантов пожарно-технических специальностей
- Гребенкина А.С. Практико-ориентированные задачи как средство обучения математике студентов пожарно-технических специальностей // // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 181-188. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-181-188
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-181-188
- УДК: 51:355.58
- Дата приема статьи в публикацию: 15.07.2021
- Аннотация: Статья посвящена проблеме математической подготовки будущих инженеров пожарной безопасности. В процессе обучения у курсантов должно быть развито математическое мышление, сфокусированное на проблемах гражданской защиты. Основой формирования такого мышления служит реализация практико-ориентированного обучения математике. Эффективным средством обучения являются практико-ориентированные математические задачи. В процессе подготовки специалистов пожарно-технических специальностей подобные задачи обеспечивают усвоение математических понятий в контексте с их интерпретацией в профессиональной сфере деятельности инженеров-спасателей; создание математической основы, необходимой для изучения дисциплин профессионального цикла подготовки; развитие навыка построения математических моделей процессов и явлений в области защиты населения и территорий. В данной работе дано авторское определение практико-ориентированной математической задачи, отражающее реальные условия служебной деятельности специалистов МЧС. Сформулированы требования к содержанию подобных задач для курсантов пожарно-технических специальностей. Предложена классификация практико-ориентированных задач, учитывающая специфику будущей служебной деятельности инженеров пожарной и техносферной безопасности. Указаны математические умения и навыки, средством формирования которых является каждый тип задач, соответствующие практико-ориентированные математические навыки, необходимые в практической деятельности специалистов гражданской защиты. Приведены примеры задач всех рассмотренных типов.
- Ключевые слова: высшая математика, компетенция, обучение, средства обучения, математические знания и умения, практико-ориентированная математическая задача, типы практико-ориентированных задач.
- Список литературы: Вяткина И.В. Практико-ориентированное обучения как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете // Новый взгляд на систему образования. Кемерово: КГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2019. С. 71-75. Горбузова М.С., Коробкова С.А., Смыковская Т.К., Соловьёва В.В. Контекстные задачи как средство интеграции содержания предметных областей математики, физики и информатики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22687 (дата обращения: 17.05.2021). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность (квалификация «Специалист»): приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 947 от 25.12.2015г. URL: http://mondnr.ru/dokumenty/standarty-vpo/spetsialitet/send/15-spetsialitet/1457-gos-20-05-01-pozharnaya-bezopasnost(дата обращения: 12.04.2021). Далингер В.А. Практико-ориентированное обучение будущих инженеров математике // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-1. С. 111-114. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6726 (дата обращения: 26.04.2021). Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/08_01.html (дата: обращения 28.05.2021) Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. № 113. С. 169-174. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 408 с. Рассоха Е.Н. Профессионально-ориентированное обучения в процессе преподавания математического анализа и других математических дисциплин // Вестник Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. № 3 (11). С. 78-79. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Москва, Просвещение, 1990. 96 с. Эрентраут Е.Н. Практико-ориентированные задачи как средство реализации прикладной направленности курса математики в профильных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с. Янищук О.В., Далингер В.А. Контекстные математические задачи и формирование ключевых компетенций // Высшее образование в России. 2017. № 3(210). С. 151-154. Walkington C. Using learning technologies to personalize instruction to student interest: The impact of relevant contexts on performance and learning outcomes // Journal of Educational Psychology. 2013. Iss. 105 (4). p. 932–945.