- 10
- Особенности самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля
- Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Особенности самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 65–70. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70
- УДК: 159.923
- Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
- Аннотация: В проведенных к настоящему времени экспериментальных исследованиях выявлена связь локуса контроля человека с разнообразными формами его поведения и личностными свойствами. Вместе с тем вопрос об особенностях самоотношения студентов вузов с разным уровнем субъективного контроля требует своего дальнейшего изучения. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа психологической структуры самоотношения у студентов университета с интернальным и экстернальным локусом контроля. В результате эмпирического исследования определено, что студенты с интернальным локусом контроля достоверно превосходят студентов с экстернальным локусом контроля по степени выраженности таких параметров самоотношения, как «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Самопринятие». Наибольшие различия между студентами с разным уровнем субъективного контроля установлены в степени выраженности такого параметра самоотношения, как «Самоуверенность». Сделан вывод о том, что студентам с интернальным типом контроля присуще более позитивное самоотношение, чем студентам с экстернальным типом контроля. Установлено, что у студентов с интернальным локусом контроля определяется большее количество положительных корреляционных связей между параметрами самоотношения и соответствующая этому большая интегрированность психологической структуры самоотношения по сравнению со студентами с экстернальным локусом контроля.
- Ключевые слова: самоотношение, экстернальный и интернальный локус контроля, студенты университета
- Список литературы: Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152–163. Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов – будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. 228 с. С. 92–95. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. М., 1992. 217 с. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 2. С. 103–114. Локус контроля // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 312 с. Симановский А.Э. Функционально-генетический анализ представлений человека о самом себе // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 2. С. 249–253. Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 104–116. Demo D.H. The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology, 1992, vol. 18, pp. 303–326. Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England, York Publishing Services, 2001, pp. 110–138. Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice. N. Y., Springer, 1999, pp. 165–171. Robins R.W., Trzesniewski K.H., Tracy J. L., Gosling S.D., Potter J. Global Self-esteem Across the Life Span. Psychology and Aging, 2002, vol. 17, № 3, pp. 423–434. Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965, № 2, pp. 598–604.