zhdanovich-oa-vestnik-pip-2021-1.pdf |
- 30
- Учет когнитивных стилей учащихся при обучении русскому языку как иностранному онлайн (по данным эксперимента)
- Жданович О.А. Учет когнитивных стилей учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 197-204. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-197-204
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-197-204
- УДК: 811.161.1:37
- Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
- Аннотация: В последнее время проблема влияния когнитивных стилей учащихся на эффективность овладения русским языком как иностранным привлекает внимание многих методистов. Однако до сих пор не проводилось психолого-педагогических исследований, подтверждающих необходимость учета когнитивных стилей при обучении русскому языку как иностранному в режиме онлайн. В данной статье рассматриваются когнитивные стили полезависимость/поленезависимость, аналитичность/синтетичность, визуальный/аудиальный, кинестетический стили. Были составлены тестовые задания для определения стилей иностранных студентов; диагностированные когнитивные стили были соотнесены с результатами успеваемости учащихся. Кроме того, были разработаны и апробированы дифференцированные учебные материалы для студентов, овладевающих русским языком на уровне А2. При изучении русского языка как иностранного поленезависимые и полезависимые учащиеся достигают примерно одинаковых результатов; оценки, полученные «аналитиками», несколько выше оценок «синтетиков»; успеваемость визуалов более высокая по сравнению с аудиалами. В ходе проведенного исследования было установлено, что в методике преподавания иностранных языков предпочтительнее рассматривать кинестетический стиль отдельно от стилей восприятия. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем учащиеся контрольной группы, что свидетельствует об эффективности учета когнитивных стилей при обучении русскому языку как иностранному. При обучении русскому языку как иностранному необходима не только дифференциация в соответствии с когнитивными стилями учащихся, но и развитие этих стилей.
- Ключевые слова: когнитивные стили, дифференцированный подход, дистанционное обучение, психолого-педагогический эксперимент, русский как иностранный, поленезависимость, полезависимость, аналитичность, синтетичность, стили восприятия
- Список литературы: Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд, испр. и доп. М.: Русский язык: Курсы, 2002. 256 с. Болотнова Н.С. К вопросу о понятии «Когнитивный стиль языковой личности» // Вестник ТГПУ. Томск: ТГПУ, 2012. № 10 (125). С. 164–168. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист, 2003. № 2. С. 2–6. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. 5-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». 4-е изд., испр. М.: Academia: Смысл, 2005. 287 с. Маршак С.Я. Тихая сказка // РуСтих. URL: https://rustih.ru/samuil-marshak-tixaya-skazka/ (дата обращения: 25.09.2019). Маршак С.Я. Тихая сказка // URL: https://drive.google.com/file/d/1efsFqAGdRz0Fa-xYl0uh7n75BHKnZt7p/view?usp=sharing (дата обращения: 29.09.2019) Талханова Ф.Д. Дифференцированное обучение как профилактика утомления в процессе изучения иностранного языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ: СОГУ, 2016. № 4 (24). С. 118–119. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с. Blumen S., Rivero C., Guerrero D. Universitarios en educación a distancia: estilos de aprendizaje y rendimiento académico. Revista de Psicología (PUCP), 2011, vol. 29, № 2, pp. 225–243. Gardner R.W. Cognitive styles in categorizing behavior. Journal of personality, 1953, № 22, pp. 214–233. Hansen J., Stansfield C. The Relationship of field dependent‐independent cognitive styles to foreign language achievement. Language learning, 1981, vol. 31. № 2, pp. 349–367. Rodríguez M., García-Merás E. Las estrategias de aprendizaje y sus particularidades en lenguas extranjeras. Revista Iberoamericana de Educación, 2008, № 9, pp. 1–9. Witkin H.A., Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior. ETS Research Bulletin Series, 1976, № 1, 78 p.