34
Полупаненко Елена Геннадиевна
Луганский государственный педагогический университет
Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в.
Полупаненко Е.Г. Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222-227.  https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1- 222-227
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227
УДК: 373.5.016:54
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: В статье представлен анализ сложившейся отечественной практики внешкольного химического образования в первые годы правления советской власти и изменений, произошедших в дополнительном образовании в условиях новой образовательной среды под влиянием социально-политических факторов. Представлено описание основных модернизационных процессов в системе образования в целом, которые повлияли на развитие и совершенствование отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. Рассматриваются основные законодательные акты и постановления советского правительства в области внешкольного образования за 20-е гг. ХХ в., обусловившие обновление целей и содержания дополнительного химического образования в соответствии с государственными задачами политехнического обучения граждан. Указано, что на законодательном уровне советская власть передала управление внешкольным образованием Народному комиссариату по просвещению, что способствовало его развитию, многообразию направлений и форм. Установленные в 20-е гг. ХХ в. формы организации и управления системой внешкольного образования показали свою высокую результативность и действовали на протяжении многих десятилетий. В статье акцентируется внимание на необходимости тщательного изучения положительного исторического опыта организации внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. с целью выявления направлений его модернизации на современном этапе развития системы дополнительного образования школьников
Ключевые слова: советское образование, внешкольное образование, дополнительное образование, внешкольное химическое образование, химические клубы, политпросветотдел
Список литературы: Воронцова Т.В. Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного общего, профессионального образования и воспитания сельских учащихся: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1998. 47 с. Гимаева Ю.З. История развития дополнительного образования детей в России // Студенческий научный форум: материалы VIII Междунар. студенческой науч. конф. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016023335">https://scienceforum.ru/2016/article/2016023335 (дата обращения: 09.11.2020). Дейч Б.А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 147–153. История и теория дополнительного образования: учеб. пособие для академического бакалавриата / Б.А. Дейч [и др.]; под редакцией Б.А. Дейча. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 335 с. URL: https://urait.ru/bcode/407949 (дата обращения: 02.12.2020). Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 5. 735 с. Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 38–42. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/ (дата обращения: 09.01.2020). Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов 1917–1973 годы / сост. А.А. Абакумов [и др.]. М.: Педагогика, 1974. 559 с. Помагайба В. Дальтонiвський план на практицi // Радянська освiта. 1924. № 1–2. С. 46–47. Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К. Интеграция с социальной средой – основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920–1930-е гг. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 1. С. 236–239. Ross Leslie W. Some Aspects of Soviet Education The journal of teacher education, 1960, Dec. 1, vol. XI, № 4, pp. 539–552.
Информация об авторе: Полупаненко Елена Геннадиевна, кандидат педагогических наук, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Луганская Народная Республика, aktiniua@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4932-8093