29
Еремеева Ангелина Павловна
Московский педагогический государственный университет
Богданова Елена Святославовна
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Проблемы полиэтнического обучения лексической системе русского языка
Еремеева А.П., Богданова Е.С. Проблемы полиэтнического обучения лексической системе русского языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 190-196. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-190-196
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-190-196
УДК: 811.161.1:37
Дата приема статьи в публикацию: 18.02.2021
Аннотация: Под воздействием глобализации и сложных миграционных процессов российское образовательное пространство становится полиэтническим. В статье вскрываются трудности обучения лексике на уроках русского языка в условиях полиэтнической среды. Подчеркивая, что дети-инофоны испытывают языковой и культурный шок при вхождении в русскоязычную среду и усваивают нормы русского языка под воздействием родного, авторы рассматривают вопрос адаптации процесса обучения лексике к их образовательным потребностям. Указывается, что в полиэтнических классах обучение лексике реализуется в активной коммуникативной деятельности на русском языке на основе русской лексики. Это активизирует процесс развития лексических навыков (узнавания слова при аудировании звучащего текста, использование слова в устном высказывании и письменном создаваемом тексте и др.). Словарные упражнения в полиэтнических классах носят комплексный характер и включают работу над произношением, значением, изучение лексического и грамматического значения слова, особенностей словоизменения и словообразования, лексической и семантической сочетаемости слова, обращение к словарям. Доказывается, что наиболее эффективной в полиэтнических классах является лексическая работа на основе текста.
Ключевые слова: лексика, лексикология, поликультурная среда, полиэтнические классы, учащиеся-инофоны, методика обучения лексике, лексические трудности, речевой опыт, лексические упражнения
Список литературы: Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). М.: Академия, 2001. С. 232–258. Богданова Е.С. Работа над историзмами в ходе формирования умений текстовой деятельности старших школьников // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 105–113. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9–11 классы: монография. М.: АСТ, 2017. 320 с. Быстрова Е.А. Русский язык в полиэтнической школе. Особенности и задачи // Русский язык в национальной школе. 2009. № 2. С. 4–12. Горобец Л.Н. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности на основе обучающих проектов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 133–135. Дмитриева Д.А., Еремеева А.П. Коммуникативно-деятельностная направленность в обучении терминологии на занятиях по русскому языку в поликультурной школе // Наука и школа. 2017. № 3. С. 132–135. Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник НГПУ. 2017. № 6. С. 101–112. Мелицкая-Павловская Г. Социализация как процесс формирования личности // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 174–193. Михеева Т.Б. Специфика функционирования полиэтнической школы в России с позиции учителя-русиста // Вестник РУДН. М., 2007. № 1. С. 71–77. Мишатина Н.Л. Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 37–43. Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 378 с. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. 160 с. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1964. 256 с.
Информация об авторе: Еремеева Ангелина Павловна, доктор педагогических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, 453858413@mail.ru
Информация о соавторе: Богданова Елена Святославовна, кандидат педагогических наук, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязань, Россия, helensim@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9426-3447