32
Букина Ирина Адольфовна
Череповецкий государственный университет
Гудина Татьяна Викторовна
Череповецкий государственный университет
Букин Денис Андреевич
Череповецкий государственный университет
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Букина И.А., Гудина Т.В., Букин Д.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 209-215. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-209-215
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-209-215
УДК: 376
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: Основой креативного процесса является воображение, которое определяет творческое развитие личности ребенка, является компонентом любой деятельности, неотъемлемой частью социализации. Применение в коррекционно-развивающих целях нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет улучшить воображение, развить творческие способности, зрительно-моторную координацию рук. В результате проведенного исследования нами были выявлены уровни воображения детей с общим недоразвитием речи, выделены его критерии и качественные характеристики, описан и апробирован диагностический инструментарий на базе дошкольных образовательный учреждений; проведена формирующая коррекционно-педагогическая работа, которая охватывала не только детей экспериментальной группы, но и родителей, воспитателей детских садов и была направлена на повышение выбранного показателя. В конечном итоге после проведения формирующей работы были получены более высокие показатели уровня развития воображения детей изучаемой категории по сравнению с начальными, что подтверждает предположение об эффективности использования комплексной коррекционно-педагогической помощи с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности. В целом можно сказать, что предложенная коррекционная работа будет способствовать не только развитию воображения, но и улучшению базовых психических процессов, творческих возможностей, интеллектуально-волевых качеств, что позволит ребенку подготовиться к школьному обучению.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нетрадиционные техники рисования, развитие воображения
Список литературы: Венгер Л.А, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 2004. № 12. 30 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991, 93 с. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие речи. Вопросы теории и практики: межвуз. сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. 145 c. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1980. № 2. C. 12–18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Изд-во Скрипторий, 2007. Ч. 1. 80 с.; ч. 2, 72 с. Занятия по рисованию с дошкольниками / Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина; под ред. Е.М. Седовой. М.: Сфера, 2009. 54 с. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. 320 с. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2006. 352 с. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии, 1990. № 1. С. 16–197. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1979. 272 с. Цыпина Н.А. Особенности творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1982. № 5. С. 5–10.
Информация об авторе: Букина Ирина Адольфовна, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, bukinaira09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9868-9357
Информация о соавторе: Гудина Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, gtv1968@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6896-6918
Информация о соавторе: Букин Денис Андреевич, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, denisbukin10@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6043-9176