10
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Воронцов Дмитрий Борисович
Костромской государственный университет
Вишневская Оксана Николаевна
Костромской государственный университет
Голицина Светлана Сергеевна
Костромской государственный университет
Ершова Мария Валерьевна
Костромской государственный университет
Корсакова Анастасия Александровна
Костромской государственный университет
Петрова Мария Сергеевна
Костромской государственный университет
Сомкина Мария Александровна
Костромской государственный университет
Сутягина Татьяна Владимировна
Костромской государственный университет
Комплексная методика диагностики воспитательных компетенций у будущих педагогов
Комплексная методика диагностики воспитательных компетенций у будущих педагогов / Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Вишневская О.Н., Голицина С.С., Ершова М.В., Корсакова А.А., Петрова М.С., Сомкина М.А., Сутягина Т.В. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 63-67. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-63-72
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-63-72
УДК: 378:371
Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2021
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы поиска путей и способов объективной оценки сформированности у студентов компетенций, определяющих готовность к воспитательной деятельности. Авторы представляют результаты теоретического анализа проблемы диагностики компетенций будущего воспитателя. В статье представлена содержательная и структурная модель компетенций будущего воспитателя, выявлены барьеры, возникающие при решении задачи диагностики готовности к воспитательной деятельности. Авторы предложили критерии оценки сформированности воспитательных компетенций (когнитивный, деятельностный и ценностно-мотивационный) и разработали авторские методики оценки по каждой из этих компетенций. Данные методики позволяют определить уровень сформированности воспитательных компетенций по одному из критериев. Содержание методик соотнесено с содержанием самих компетенций. В работе представлено описание теста достижений, мотивационного опросника, ценностно-ориентационной игры, комплекта кейсовых заданий, а также определены пути валидизации предложенной комплексной методики, которая может стать основой квалификационного экзамена будущего воспитателя.
Ключевые слова: компетенция, воспитание, компетенции воспитателя, компетентностная модель, комплексная диагностика компетенций.
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках деятельности федеральной инновационной площадки, реализующей инновационный образовательный проект «Система подготовки кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях 2021–2023 гг.» (Костромской государственный университет).
Список литературы: Ажиев М.В. Формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-pedagogicheskoy-diagnostiki-sformirovannosti-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-spetsialistov (дата обращения: 18.10.2021). Байбородова Л.В. Груздев М.В., Харисова И.Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной̆ деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-vospitatelnoi-deyatelnosti (дата обращения: 25.10.2021). Горбунова В.А., Зырянова С.М. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-motivatsionnoy-gotovnosti-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-k-protsedure-attestatsii-to (дата обращения: 15.10.2021) Грошева Р.Н. Модель профессиональной компетентности педагогов как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12834 (дата обращения: 03.10.2018). Гунина Е.В., Принёв Ю.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов в ходе выполнения самостоятельной работы // Инновации в науке. 2015. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-v-hode-vypolneniya-samostoyatelnoy-raboty (дата обращения: 26.10.2021). Дорошенко В.А. Концепции как нормы образовательного стандарта. Екатеринбург, 2009. С. 3. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности. М., 2003. URL: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 26.10.2021). Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-i- (дата обращения: 22.10.2021) Красилова Е.С. Исследование профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих педагогов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-professionalno-znachimyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-buduschih-pedagogov (дата обращения: 26.10.2021). Курнешова Л.Е. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов // Наука и школа. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov-v-sootvetstvii-s-professionalnym-standartom-obzor-praktik-metodov-instrumentov (дата обращения: 20.10.2021). Методика педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под. ред. А.Г. Самохваловой. Кострома, 2018. 182 с. Педагогическое сопровождение реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под ред. А.В. Воронцовой. Кострома, 2017. 141 с. Петренко Е.А. Современные подходы к оценке общих компетенций и основные проблемы их диагностирования // Педагогика и психология образования. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-obschih-kompetentsiy-i-osnovnye-problemy-ih-diagnostirovaniya (дата обращения: 07.10.2021). Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 19.10.2021). Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 14.10.2021). Шестакова Л.Г., Шмигирилова И.Б. Самооценка обучающимися старших классов владения компонентами исследовательской компетенции (на материале математики) // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-obuchayuschimisya-starshih-klassov-vladeniya-komponentami-issledovatelskoy-kompetentsii-na-materiale-matematiki (дата обращения: 26.10.2021). Электронная база нормативно-правовых документов «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.10.2021)
Информация об авторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Воронцов Дмитрий Борисович, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, d-vorontsov@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1427-0602
Информация о соавторе: Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, cherry14.88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
Информация о соавторе: Голицина Светлана Сергеевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, s_golicina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1160-6345
Информация о соавторе: Ершова Мария Валерьевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, maria-120@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6194-8677
Информация о соавторе: Корсакова Анастасия Александровна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, korsakova.a.a@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-6701-1076
Информация о соавторе: Петрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, otdelgmp@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2716-5791
Информация о соавторе: Сомкина Мария Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, mariasomkina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5400-5147
Информация о соавторе: Сутягина Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, st980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7998-2072