voroncova-av-vestnik-pip-2021-4.pdf |
- 10
- Комплексная методика диагностики воспитательных компетенций у будущих педагогов
- Комплексная методика диагностики воспитательных компетенций у будущих педагогов / Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Вишневская О.Н., Голицина С.С., Ершова М.В., Корсакова А.А., Петрова М.С., Сомкина М.А., Сутягина Т.В. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 63-67. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-63-72
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-63-72
- УДК: 378:371
- Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2021
- Аннотация: В статье рассматриваются проблемы поиска путей и способов объективной оценки сформированности у студентов компетенций, определяющих готовность к воспитательной деятельности. Авторы представляют результаты теоретического анализа проблемы диагностики компетенций будущего воспитателя. В статье представлена содержательная и структурная модель компетенций будущего воспитателя, выявлены барьеры, возникающие при решении задачи диагностики готовности к воспитательной деятельности. Авторы предложили критерии оценки сформированности воспитательных компетенций (когнитивный, деятельностный и ценностно-мотивационный) и разработали авторские методики оценки по каждой из этих компетенций. Данные методики позволяют определить уровень сформированности воспитательных компетенций по одному из критериев. Содержание методик соотнесено с содержанием самих компетенций. В работе представлено описание теста достижений, мотивационного опросника, ценностно-ориентационной игры, комплекта кейсовых заданий, а также определены пути валидизации предложенной комплексной методики, которая может стать основой квалификационного экзамена будущего воспитателя.
- Ключевые слова: компетенция, воспитание, компетенции воспитателя, компетентностная модель, комплексная диагностика компетенций.
- Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках деятельности федеральной инновационной площадки, реализующей инновационный образовательный проект «Система подготовки кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях 2021–2023 гг.» (Костромской государственный университет).
- Список литературы: Ажиев М.В. Формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-pedagogicheskoy-diagnostiki-sformirovannosti-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-spetsialistov (дата обращения: 18.10.2021). Байбородова Л.В. Груздев М.В., Харисова И.Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной̆ деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-vospitatelnoi-deyatelnosti (дата обращения: 25.10.2021). Горбунова В.А., Зырянова С.М. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-motivatsionnoy-gotovnosti-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-k-protsedure-attestatsii-to (дата обращения: 15.10.2021) Грошева Р.Н. Модель профессиональной компетентности педагогов как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12834 (дата обращения: 03.10.2018). Гунина Е.В., Принёв Ю.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов в ходе выполнения самостоятельной работы // Инновации в науке. 2015. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-v-hode-vypolneniya-samostoyatelnoy-raboty (дата обращения: 26.10.2021). Дорошенко В.А. Концепции как нормы образовательного стандарта. Екатеринбург, 2009. С. 3. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности. М., 2003. URL: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 26.10.2021). Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-i- (дата обращения: 22.10.2021) Красилова Е.С. Исследование профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих педагогов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-professionalno-znachimyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-buduschih-pedagogov (дата обращения: 26.10.2021). Курнешова Л.Е. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов // Наука и школа. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov-v-sootvetstvii-s-professionalnym-standartom-obzor-praktik-metodov-instrumentov (дата обращения: 20.10.2021). Методика педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под. ред. А.Г. Самохваловой. Кострома, 2018. 182 с. Педагогическое сопровождение реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / под ред. А.В. Воронцовой. Кострома, 2017. 141 с. Петренко Е.А. Современные подходы к оценке общих компетенций и основные проблемы их диагностирования // Педагогика и психология образования. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-obschih-kompetentsiy-i-osnovnye-problemy-ih-diagnostirovaniya (дата обращения: 07.10.2021). Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 19.10.2021). Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 14.10.2021). Шестакова Л.Г., Шмигирилова И.Б. Самооценка обучающимися старших классов владения компонентами исследовательской компетенции (на материале математики) // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-obuchayuschimisya-starshih-klassov-vladeniya-komponentami-issledovatelskoy-kompetentsii-na-materiale-matematiki (дата обращения: 26.10.2021). Электронная база нормативно-правовых документов «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.10.2021)