37
Вацкель Елизавета Александровна
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Денишенко Вероника Александровна
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Специфика формирования педагогической позиции врача-ординатора
Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Специфика формирования педагогической позиции врача-ординатора // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 276-283. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-276-283
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-276-283
УДК: 616-07
Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2021
Аннотация: В статье описана специфика формирования педагогической позиции у врачей – клинических ординаторов (молодых врачей, начинающих углубленное изучение определенной медицинской специальности по программе подготовки кадров высшей квалификации после окончания специалитета). Обоснована роль курса педагогики в системе профессиональной подготовки врача-ординатора и формировании у него педагогической позиции, необходимой для выполнения ряда профессиональных функций (просветительской деятельности, организации и ведения школы пациента, содействия комплаенсу, то есть приверженности лечению; в широком смысле – формирование здоровьесообразного поведения у пациентов и их ближайшего окружения). Описываются особенности контингента обучающихся, характерные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в ходе обучения педагогике в клинической ординатуре. Изложены педагогические задачи, которые ставятся в процессе формирования педагогической позиции и способы их решения. Опора на принципы рефлексивного, системно-деятельностного и андрагогического подходов, взращивание субъектности обучающихся, а также рефлексивный анализ собственной профессиональной деятельности и педагогические пробы в ходе непосредственной профессиональной деятельности признаны наиболее эффективными направлениями работы при формировании педагогической позиции врача – клинического ординатора.
Ключевые слова: педагогическая позиция врача, медицинское образование, формирование здорового образа жизни, рефлексия, педагогические пробы.
Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с. Архангельский Л.М. Социально этические проблемы личности. М., 1974. 221 с. Аметов В.С., Балитов В.И., Черникова Н.А. Терапевтическое обучение больных: прошлое, настоящее, будущее // Сахарный диабет. 2012. № 1. С. 71 –77. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности / под. ред. Д.И. Фильдштейн. М., 1995. 212 с. Василькова Т.А. Основы андрагогики: учеб. пособие. М., 2011. 256 с. Вацкель Е.А., Красильникова Н.В. Феномен профессиональной педагогической позиции врача в отечественных и зарубежных исследованиях // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 59 – 71. Вацкель Е.А., Красильникова Н.В. Формирование профессиональной педагогической позиции врачей в системе непрерывного медицинского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 128 – 132. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. 1994. № 2. С. 31 – 34. Ефремов Д.В. Научное обоснование совершенствование работы врача по формированию здорового образа жизни пациентов: дис. … канд. мед. наук. М., 2010. 183 с. Змеев С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов. М., 2013. 156 с. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М., 2014. 432 с. Красильникова Н.В., Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Активные методы в преподавании педагогических курсов в системе последипломного медицинского образования // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. Т. 146, № 4. С. 98 – 102. Карпов А.В., Жедунова Л.Г. Рефлексивность в структуре общих способностей // Ярославский педагогический вестник. 1998. № 2. С. 57 – 61. Куликов С.И. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача: дис. … канд. пед. наук. Калиниград, 2011. 283 с. Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 5 – 13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.63 «Сердечно-сосудистая хирургия» // Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации): приказ Минобрнауки России от 30.06.2021 № 563. Режим доступа: https://cdnimg.rg.ru/pril/214/17/01/64405.pdf Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности Нефрология (Уровень подготовки кадров высшей квалификации) // Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации): приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 № 1085. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310843_Nefrologiya.pdf Педагогика: учебный. курс для врачей-ординаторов / под. ред. Н.П. Ванчаковой, В.А. Худика. СПб., 2015. 88 с. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б. и др.; под. ред. Н.В. Кудрявой. М., 2012. 320 с. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16 – 19. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы отнотологии, логики и психологии. М., 1997. 462 с. Солондаев В.К. Профессиональная позиция врача // Личность и бытие: субъектный подход: материалы науч. конф. М., 2008. С. 187 – 190. Тагаева Т.В. Формирование готовности студентов медицинского вуза к педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2015. 202 с. Чернявская А.П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 312 – 315. Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2007. 450 с. Andersson A., Svanstrom R., Ek K., Rosen H., Berglund M. The challenge to take charge of life with long-term illness': nurses' experiences of supporting patients' learning with the didactic model. Journal of clinical nursing, 2015, vol. 24, pp. 3409 – 3416. Barnett T., Li Yoong T., Pinikahana J., Si-Yen T. Fluid compliance among patients having hemodialysis: can an education program make a difference? Journal of advanced nursing, 2008, vol. 61, vol. 3, pp. 300 – 306. Benoit P., Gagnayre R., De Andrade V., Ziegler J., Guillame M. From therapeutic patient education principles to educative attitude: the perceptions of health care professionals – a pragmatic approach for defining competencies and resources. Patient Preference and Adherence, 2017, vol. 11, pp. 603 – 617. Freda M.C. Perinatal Patient Education: a practical guide with education handouts for patients. Philadelphia, Lippincott Williams and Wilkins, 2002, 448 p. Global status report on non-communicable diseases. Geneva, WHO, 2010, 176 p. Golper T. Patient education: can it maximize the success of therapy? Nephrology, dialysis, transplantation, 2001, vol. 16, pp. 20–24. Hult H., Lindblad Fridh M., Lindh Falk A., Thorne K. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin. Education for Health Change and Learning and Practice, 2009, vol. 22, no. 3, pp. 199. Preventing chronic diseases: a vital investment. World Health Organization, 2005, 202 p. Therapeutic Patient Education: Continuing education programs for health care providers in the field of prevention of chronic diseases: Report of a WHO group. Geneva, World Health Organization, 1998, 90 p.
Информация об авторе: Вацкель Елизавета Александровна, кандидат педагогических наук, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия, vatskel@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9175-585X
Информация о соавторе: Денишенко Вероника Александровна, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия, vadenishenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9757-0450