reprintsev-av-vestnik-pip-2021-4.pdf |
- 2
- Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ века: опыт осмысления и интерпретации
- Репринцев А.В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ в.: опыт осмысления и интерпретации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 10-22. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-10-22
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-10-22
- УДК: 378:37
- Дата приема статьи в публикацию: 21.11.2021
- Аннотация: статьи обращается к социально-педагогическому и психологическому анализу процесса становления и развития историко-педагогических факультетов в системе высшего профессионального педагогического образования СССР во второй половине ХХ в. На примере создания и жизнедеятельности историко-педагогического факультета в Курском государственном педагогическом институте автор показывает наиболее характерные тенденции, повторившиеся в судьбах таких факультетов в Костроме, Воронеже, Челябинске, Новосибирске. В работе обозначена роль Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина, сформировавших уникальный опыт профессионального образования, заложивших традиции соединения передовой науки и профессионального психолого-педагогического образования, ориентированного на подготовку специалистов по работе с детскими и молодежными общественными организациями. Автор характеризует жизнедеятельность историко-педагогических факультетов в 60–90-е годы ХХ века, показывает сложные и противоречивые процессы нарастания идейного кризиса, в результате которого подростково-молодежные организации прекратили свою деятельность и объявили о самороспуске. Автор считает, что необходимость в подготовке специалистов по работе с молодежью сегодня не отпала, многие идеи и опыт, на которых была выстроена подготовка таких специалистов в СССР, вполне уместны для воспроизводства и сегодня. В статье обращается внимание на традиции формирования коллективистского климата в жизнедеятельности студенческих сообществ, необходимость сопряжения всего процесса личностного и профессионального становления специалистов с практической работой студентов с подростками и юношеством. В этом плане автор акцентирует внимание на роли крупных научно-методических центров в тиражировании передового опыта социального воспитания детей и молодежи, относя к таким центрам «Артек», «Орленок», «Комсорг». В статье автор особо подчеркивает уникальность сопряжения истории и педагогики в подготовке специалистов для работы с подростковыми, молодежными общественными организациями и объединениями.
- Ключевые слова: история отечественного образования, педагогика высшей школы, социальная педагогика, социальная психология, социальное воспитание, профессиональное педагогическое образование, историко-педагогические факультеты в СССР, теория и методика пионерской и комсомольской работы.
- Список литературы: Антонова Ю.Г. Деятельность школьной комсомольской организации по формированию у старшеклассников непримиримости к нарушениям норм нравственности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1989. Басов Н.Ф., Басова В.М., Тимонин А.И. Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № S. С. 5 – 11. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака: (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007а. Т. 13, № 1. С. 97 – 102. Белозерцев Е.П. Моя образовательная лествица. М., 2020. 512 с. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 2 (9). С. 148 – 163. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 4 (16). С. 148 – 157. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79 – 90. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 146 – 152. Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 4 (24). С. 23 – 35. Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. С. 19 – 34. Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации / под ред. М.М. Ященко. М., 1978. Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / под ред. А.В. Репринцева. Курск, 2002. Время и человек в зеркале гуманитарных исследований: в 2 т. / под ред. А.В. Репринцева. Курск, 2003. Т. 1. 496 с.; Т. 2. 488 с. Встреча с Легендой. Анатолий Кирпичник. URL: https://incamp.ru/blog/vstrecha-s-legendoj-anatolij-kirpichnik/ Вульфов Б.З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника: автореф. дис. …докт. пед. наук. М., 1989. Вульфов Б.З. Школьный комсомол. М., 1961. 32 с. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. М., 1989. 144 с. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., 1983. 208 с. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1994. Вульфов Б.З., Хозе С.Е. Педагогика и комсомольцы-школьники: творческий союз: кн. для учителя. М., 1987. 208 с. Интеграция воспитательных усилий школы и социальной среды в условиях СПК / под. ред. А.В. Репринцева. Курск, 1991. 120 с. Интеллигенция в потоке времени: размышления и судьбы / под ред. А.В. Репринцева. Курск, 2004. 360 с. Кирпичник А.Г. Истоки: к 45-летию костромского областного лагеря старшеклассников «Комсорг» имени А.Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 229 – 231. Кирпичник А.Г. Научная школа психологии в костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 253 – 256. Кирпичник А.Г. Психология и педагогика социального воспитания в творческом наследии А.Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. Т. 12. № 1. С. 194 – 199. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. М., 1984. Ложникова Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников в воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. Макарова М.В. Нравственное формирование личности комсомольца-организатора: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1987. Пашков А.Г. Воспитательная деятельность в контексте системного подхода // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: сб. ст. к 100-летию академика РАО Л.И. Новиковой. М., 2018. С. 461 – 472. Пашков А.Г., Репринцев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в клубной деятельности. Курск, 2018а. Пашков А.Г., Репринцев А.В.Труд в системе средств социального развития личности: монография. Курск, 2019. 428 с. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт / под ред. А.В. Репринцева. Курск, 2000. 268 с. Система комсомольской работы в школе / под ред. Б.З. Вульфова, М.М. Ященко. М., 1982. Соколова Н.А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 102 – 106. Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования: сб. ст. Казань, 2021. С. 136 – 140. Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского): монографические материалы Всероссийского симпозиума. 2016. С. 230 – 240. Ходусов А.Н. Генезис отечественной парадигмы, теории и методологии профессионального педагогического образования в период XX – начала XXI века // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. 2018. № 3 (47). С. 83 – 90. Ходусов А.Н. Педагогика студенческого самоуправления. Курск, 2021. Шакурова М.В. Идеи Л.И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4 (52). С. 23 –34. Шакурова М.В. Культура образовательной организации в контексте теории воспитательных систем // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018а. № 1 (278). С. 48 – 51. Шакурова М.В. Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 3. С. 362 – 374. Шанин Е.А. Смоленский лен. Курск, 2019.