11
Поляков Сергей Данилович
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Заметки о современном состоянии и перспективах детского общественного движения в России
Поляков С.Д. Заметки о современном состоянии и перспективах детских общественных объединений России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 73-81. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-73-81
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-73-81
УДК: 329.78
Дата приема статьи в публикацию: 23.11.2021
Аннотация: В статье в жанре научных заметок анализируется современное состояние детского общественного движения в России. Даётся характеристика Российского движения школьников, выделяются особенности движения «Юнармия», описываются специфические процессы в скаутских российских организациях. Подчёркивается значимость для анализа состояния и перспектив детского общественного движения деятельности Ассоциации исследователей детского движения, одним из инициаторов создания которой был А.Г. Кирпичник. На основе проведённого анализа современного состояния детского общественного движения читателю предъявляются сценарии его развития: «Предел», «Шаг вперёд», «Застревание» и «Рассыпание» (прогнозный лаг до 2030 года). Называются социальные и социально-психологические факторы, которые могут влиять на реализацию того или иного сценария. Делаются выводы о том, что существование детских общественных объединений – неизбежность в современном обществе, основанием чего является «встреча» интересов государства (а также общества) с базовыми характеристиками подросткового возраста: стремлением к проявлению взрослости и потребностью в личной и групповой самореализации. Подчёркивается, что основные оппозиции, в которых будет существовать и изменяться детское общественное движение: активность государства – активность общества, большая – меньшая идеологичность социальных процессов, ориентация государства на управление реальными процессами в детской среде или на имитационную деятельность. Отмечается, что сценарный метод анализа процессов в детском общественном движении позволяет выделить реперные точки и показатели, вокруг которых может строиться государственная и общественная политика в пространстве детского движения.
Ключевые слова: детское общественные движение, детские общественные объединения, современное состояние, перспективы, сценарии.
Список литературы: Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества: учеб.-метод. пособие. М., 2007. 72 с. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим: монография. Тверь, 2007. 112 с. Всероссийская скаутская ассоциация. URL: http://www.russianscout.ru/ (дата обращения: 15.10.2021). Детское движение: словарь-справочник / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 543 с. Кирпичник А.Г. Общественная организация детей: новый старт и старые уроки // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 2017. С. 260–264. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. М., 2008. 400 с. Кудинов В.А. История молодежного и детского движения в России. Барнаул, 2013. 384 с. Куртеева Л.Н. Становление и развитие современных детских общественных объединений России: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 18 с. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: автореф. дис. … докт. пед. наук. Ижевск, 2006. 40 с. Мирошкина М.Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства. М., 2000. 96 с. Поляков С.Д. Скаутизм как инновационное явление // Ученые записки. Сер.: Психология Педагогика. 2011. Т. 4, № 1. С. 69 – 73. Поляков С.Д. Об основаниях сценирования развития российского социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 151 – 159. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М., 2007. 176 с. Российское движение школьников. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.2021). Титова Е.В. Невыученные уроки детского движения: 95-летию основания пионерской организации // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 2 (18). С. 1 – 24. Школа и Российское движение школьников: в 3 ч. Ч. 1. Взаимодействие школы и Российского движения школьников: организационно-управленческий аспект: метод. рекомендации / под ред. С.Д. Полякова. Ульяновск, 2017. 36 с. Школа и Российское движение школьников: в 3 ч. Ч. 3. Взаимодействие Российского движения школьников и школы: проблемы, модели, перспективы: стенограмма / под ред. С.Д. Полякова. Ульяновск. 2017. 192 с. Юнармия. URL: https://yunarmy.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
Информация об авторе: Поляков Сергей Данилович, доктор педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, sdpolyakov@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-3381-0782