18
Патраков Эдуард Викторович
Уральский федеральный университет
Конструирование опросника о трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде
Патраков Э.В. Конструирование опросника о трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 128-136. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136
УДК: 37:004
Дата приема статьи в публикацию: 26.11.2021
Аннотация: Интенсивная цифровизация образования породила проблему исследования трансформации трудового поведения педагогов – как среднего, так и высшего образования. Автором на основе экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий (В.И. Панов) предложен опросник трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде. На выборке педагогов высшего и общего образования (51 респондент в составе 5 фокус-групп и 98 – опрос) были получены результаты о связи выборочных шкал опросника с направленностью, деперсонализацией и адаптацией личности. Внутренняя согласованность (0,620) предполагает, что применение опросника уже сейчас возможно в психологическом сопровождении цифровизации образовательного процесса. Наряду с этим продолжаются исследования о детерминации трудового поведения в цифровой среде и набор новых данных для верификации опросника. Применение опросника возможно, как в психологическом анализе при организации исследований, так и в психологическом сопровождении образовательного процесса, содействии педагогам в более эффективном освоении цифровых способов взаимодействия.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая информационная среда, интерференция цифровой и доцифровой информационных сред, риски.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-29-14067
Список литературы: Артемьева Ю.В. Взаимодействие интерференции и референции в переводе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 3. С. 144 – 148. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. 2016. № 1. С. 36 – 49. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 193 –197. Гарипова З.Ф. Цифровизация образования в условиях пандемии: тенденции, проблемы, направления развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 111 – 114. Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273 – 292. Дмитриева Е.Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 19 – 25. Занковский А.Н. Перспективы развития организационной психологии // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М., 2015. С. 37 – 46. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3 – 16. Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17 – 23. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник московского университета. Сер. 14: Психология. 2019. № 1. C. 13–33. Лобанова Т.Н. Трудовые интересы. Психологические аспекты: монография. М., 2018. 194 с. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала – Кучера). URL: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera (дата обращения: 20.02.2021) Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-diagnostika-professionalnogo-vygoraniya-k-maslach-s-dzhekson-v-adaptacii-n-e-vodopyanovoj (дата обращения: 16.01.2021) Могилевская Г.И. Смерть труда: постмодернистская рефлексия и реалии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3. С. 127 – 131. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб., 2014. 304 с. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 3, вып. 3 (11). С. 214 – 224. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы». М., 2017. С. 294 – 296. Панов В.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 65 – 77. Панов В.И. Опыт системных исследований цифровизации информационной среды: риски, представления, взаимодействия // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 116 – 130. Панов В.И. Проблемы и возможные риски социализации в условиях ускорения научно-технологического прогресса // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, № 2 (11). С. 4 – 11. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.; Курск, 2020. 199 с. Панов В.И., Патраков Э.В., Батурина Л.И., Коман К., Фрогери Р.Ф. Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с Интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния) // Перспективы науки и образования. 2021a. № 3 (51). С. 10 – 25. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 91 – 103. Патраков Э.В., Лобанова Т.Н. Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 77 – 84. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Профессиональный стандарт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 16.01.2021) Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: Профессиональный стандарт URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 16.05.2020) Семенов А.Л. Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: Психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 590 – 596. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: автореф. дис. … докт. психол. наук. CПб., 2010. 42 с. Патраков Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. Т. 72. С. 129 – 144. Созинов А.А. Эффект интерференции и реорганизация памяти при научении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.
Информация об авторе: Патраков Эдуард Викторович, кандидат педагогических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, e.v.patrakov@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7564-9136