38
Николаева Елена Валентиновна
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Зотов Владимир Владимирович
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Попел Алексей Евгеньевич
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Проектная деятельность в курсе ESP в контексте социально-профессионального самоопределения студентов нелингвистического вуза
Николаева Е.В., Зотов В.В., Попел А.Е. Проектная деятельность в курсе ESP в контексте социально-профессионального самоопределения студентов нелингвистического вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 284-291. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-284-291
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-284-291
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 16.10.2021
Аннотация: Кардинальное изменение технологического уклада и социально-экономической парадигмы во всем мире делает чрезвычайно актуальными исследования, связанные с проблемами профессионального самоопределения молодого поколения. В условиях экономической и культурной глобализации значимым компонентом профессиональной компетенции выпускников вузов становится умение реализовать свои профессиональные навыки и представлять разработанные проекты в англоязычном медиапространстве. В рамках данной статьи выявляются методологические возможности проектной деятельности в курсе ESP в качестве педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся в нелингвистическом вузе. Определены принципы и способы использования специализированных интернет-ресурсов для разработки студентами учебных проектов на английском языке, содействующих профессиональному самоопределению обучающихся и их социальной адаптации в международном профессиональном сообществе. Предложена авторская классификация практико-ориентированных проектов, которые могут быть реализованы в курсе ESP: информационные (реферативно-обзорные), аналитические (исторические, социокультурные, кросс-культурные и т. п. исследовательские проекты) и творческие (создание авторского контента – дизайна, модели, технологического решения и т. д.). Делается вывод, что проектная деятельность в курсе ESP, результаты которой могут быть включены в профессиональное портфолио, является значимым элементом социально-профессионального самоопределения студентов нелингвистического вуза.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, проектная деятельность, профессионально-ориентированное обучение английскому языку, английский для специальных целей, специализированные интернет-ресурсы.
Список литературы: Белова С.Н., Чаплыгина А.В. Анализ современных подходов к проблеме профессионального самоопределения обучающихся в мировом образовательном пространстве // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/050-023.pdf (дата обращения: 12.09.2021). Гвоздева А.В., Чаплыгина А.В. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа-вуз-предприятие» // Вестник Московского ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 103 – 111. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.; Воронеж, 2010. 448 c. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, № 2. С. 28 – 39. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Ленинград, 1925. 43 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с. Кривых С.В., Игишев В.Г. Формы социального партнерства вузов и работодателей // Социальное партнерство как фактор развития сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях подготовки компетентных рабочих кадров и специалистов. Тюмень, 2010. С. 23 – 29. Николаева Е.В. Творческий учебный проект в условиях дистанционного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Дизайн и технологии. 2020. № 77 (119). С. 126 – 133. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010. С. 193 – 200. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008. 320 с. Рожнова Е.А., Симакова С.М. Использование метода проектов в интерактивном обучении студентов иностранному языку в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (37). С. 141 – 146. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: дис. ... докт. пед. наук. М., 2017. 440 с. Скворцов А.Е., Будкина Л.В., Воронцова Л.И., Комиссарова Н.Н. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. М., 2013. Ч. 1. С. 29 – 39. Тяпугина И.В. Социально-профессиональное самоопределение обучающихся: опыт региональных практик // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 335 – 339. Фролова О.А., Лопатинская В.В., Рубанникова И.А. Проектная технология обучения как способ формирования иноязычной профессиональной компетенции // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN120.pdf (дата обращения: 08.09.2021). Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М., 2014. 560 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Манухина С.Ю. Теория и практика психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения молодежи. М., 2011. 142 c. Чистякова С.Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 7 – 14. Dewey J. Democracy and Education. 2015. URL: https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (access date: 08.09.2021). Gibbes M., Carson L. Project-based language learning: An activity theory analysis. Innovation in Language Learning and Teaching, 2014, vol. 8, pp. 171–189. Reeve J.A Self-determination Theory Perspective on Student Engagement. Handbook of Research on Student Engagement. Springer, 2012, pp. 149 – 172. Stewart R.A. Investigating the link between self-directed learning readiness and project-based learning outcomes: The case of international Masters students in an engineering management course. European Journal of Engineering Education, 2007, vol. 32, pp. 453 – 465. Pugh C. Self-determination: Motivation profiles of bachelor’s degree-seeking students at an online, for-profit university. Online Learning, 2019, vol. 23 (1), pp. 111 – 131. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, vol. 55 (1), pp. 68 – 78. Zhurkina A.Ya., Sergushin E.G., Sergushina O.V. Theoretical aspects of formation of socio-professional self-determination of learners at education establishments. Integraciâ Obrazovaniâ, 2016, vol. 20 (1), pp. 29 – 36.
Информация об авторе: Николаева Елена Валентиновна, кандидат культурологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия, elena_nika@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-9248-7650
Информация о соавторе: Зотов Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия, vvzotov777@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6590-919X
Информация о соавторе: Попел Алексей Евгеньевич, кандидат культурологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия, popel_a_e@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9944-6800