40
Лобашев Игорь Валерьевич
ООО «ТЕТА»
Лобашев Валерий Данилович
Петрозаводский государственный университет
Визуализация информации в образовательном процессе
Лобашев И.В., Лобашев В.Д. Визуализация информации в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 299-304. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-299-304
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-299-304
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 27.11.2021
Аннотация: Исчерпав возможности интенсификации процесса обучения в прямом текстовом изложении учебной информации, педагогика обратилась к закономерностям деятельностных проявлений психических функций человека. Преодоление проблем, возникших с массовым проникновением клипового мышления в образовательные процессы, требует как значительной модернизации самого учебного процесса, так и внимательного рассмотрения особенностей создающихся педагогических ситуаций и формирования активной позиции преподавателей, участвующих в процессах воспитания обучающихся. В статье рассматриваются изменения в позициях участников учебного процесса в связи с интенсивно внедряемыми технологиями визуального представления учебной информации. Описываются особенности восприятия устной и визуализированной учебной информации. Указываются положительные и негативные особенности применения технологий, ориентированных на развитие визуального мышления у обучаемых. Выделены аспекты фрактального движения учебной информации. Отмечаются трудности во внедрении технологий, применяющих процедуры и методы визуального представления учебной информации. Приводятся некоторые характеристики процессов создания обучающимся наглядных образов и их роль в дидактическом обеспечении образовательного процесса.
Ключевые слова: визуальные контакты, процесс познания, рецепция информации, зрительные образы, тезаурус, образное мышление, фрактальное движение.
Список литературы: Антипов В.Н., Якушев Р.С. Интуитивный экспериментально-физический подход в образовательном проекте по развитию интеллектуальных способностей человека // Интеллектуальный потенциал общества: способы измерения, оценки и механизмы повышения: Третьи Махмутовские чтения. 12 –13 мая 2010 г. Казань, 2010. С. 3 – 9. Аранова С.В. К вопросу о принципах визуального представления учебной информации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 96 – 102. Белова З.С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: дис. … докт. филос. наук. М., 2000. 280 с. Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика. 2007. № 7. С. 8 – 17. Блазнова Н.А. Точечные аттракторы в структуре текста: дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2002. 138 с. Бушмелева Н.А., Разова Е.В. Элементы теории фрактальных множеств как средство междисциплинарной интеграции в условиях фундаментализации образования // Концепт. 2017. № 9. С. 40 – 48. Власов Д.А. Современная фрактальная теория: визуализация и прикладные аспекты // Техника. Технологии. Инженерия. 2017. № 1 (3). С. 8 – 11. URL: https://moluch.ru/th/8/archive/46/1669/ (дата обращения: 27.09.2020). Катаева Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. 2005. № 1. С. 34 – 40. Киямова В.Х. Гуманизация системы профессионального образования (на материалах профессиональных училищ и лицеев республики Башкорстан): дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2005. 139 с. Лобашев В.Д., Талых А.А. Проектирование частных методик преподавания. М., 2018. 146 с. Лобашев В.Д., Талых А.А. Фреймовый подход в технологическом образовании // Вестник Мининского университета. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2020. Т. 8, № 2. С. 2. Лобашев И.В., Лобашев В.Д. Педагогические аспекты формирования элементов человеческого капитала в современной экономике. Петрозаводск, 2020. 134 c. Неудахина Н.А. Влияние особенностей учебного процесса на разработку когнитивных визуальных моделей // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 85 – 95. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13, № 2. С. 369 – 387. Носенко Е.А., Чернышенко С.В. Новые тенденции в развитии методологии дистанционного обучения // Педагогическая информатика. 2004. № 2. С. 44 – 47. Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2. С. 124 – 128. Ожерельева Т.А. Применение вероятностной логики в тестирования // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2019. № 1. С. 8 – 12. Перцева А.С. Аудиовизуальное восприятие информации учащимися // Вестник науки и образования. 2019. № 11-2 (65). С. 90 – 92.
Информация об авторе: Лобашев Игорь Валерьевич, ООО «ТЕТА», Петрозаводск, Карелия, igon83@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7541-481Х
Информация о соавторе: Лобашев Валерий Данилович, кандидат педагогических наук, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, ronaf@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2583-1786