25
Коршиков Борис Николаевич
Костромской государственный университет
Современные зарубежные исследования феномена успешности
Коршиков Б.Н. Современные зарубежные исследования феномена успешности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 189-193. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-189-193
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-189-193
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2021
Аннотация: В данной статье представлен анализ материала зарубежных исследований, проводимых в 2015–2021 гг. индийскими, американскими, чешскими, польскими, австралийскими и др. учеными и направленных на изучение феномена успешности (successfullness). Рассмотрены основные подходы к пониманию успешности и направления в её изучении. Установлено, что успешность является многомерной конструкцией, которая напрямую взаимосвязана с различными позитивными характеристиками личности, способствует эффективному совладанию со стрессом и повышению удовлетворенности жизнью. Представлены основные концептуальные направления исследований, изучающих феномен успешности личности в различных сферах жизнедеятельности. Проведен анализ и систематизация подходов к изучению успешности личности, а также обозначены перспективы для дальнейшего изучения данного феномена.
Ключевые слова: успешность, жизненная успешность, эффективность деятельности.
Список литературы: Balachander B., Sadasivan U. Situational contingencies and its effect on behavior – a study of student perceptions towards success. Journal of critical reviews, 2020, vol. 7, pp. 101–109. Borovynska I. Psychological understanding of the concepts “successˮ, “successfulnessˮ, “life successˮ, “life successfulnessˮ. Scientific Bulletin of Kherson State University. Series: Psychological Sciences, 2017, vol. 3 (2), pp. 142–148. Crossan A.W., Bednar A.M., Quinn A.R. Perceptions of coaching success: an exploratory analysis of Czech coaches views on success. Physical Culture and Sport Studies and Research, 2021, vol. 91, pp. 1–12. Duckworth A.L., Quirk A., Gallop R. Cognitive and noncognitive predictors of success. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2019, vol. 116/47, pp. 23499–23504. Gill A., Trask-Kerr K., Vella-Brodrick D. Systematic Review of Adolescent Conceptions of Success: Implications for Wellbeing and Positive Education. Educational Psychology Review, 2021, pp. 1–30. Gopalan N., Pattusamy M. Role of work and family factors in predicting career satisfaction and life success. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17/14, pp. 5096. Jing Z., Joo S.H. Intergenerational Comparison of Successful Aging Perception, Lifestyle and Self-Esteem. Journal of Intergenerational Relationships, 2021, vol. 19/1, pp. 92–108. Johnson B. Soft Skills-Essential for Success. BMH Medical Journal, 2021, vol. 8/3, pp.99–102. Lesha J. Emotional intelligence to achieve success: a theoretical approach. European Journal of Social Sciences Studies, 2020, vol. 5/5. URL: https://oapub.org/soc/index.php/EJSSS/article/view/929 Mac Intosh A.S., Martin E.M., Ewing M.E. Youth definitions of success, obstacles to success, and how significant others can help: Providing youth a voice in their own development. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, vol. 25/1, pp. 491–504. Mercer N., Farrington D.P., Ttofi M.M. Childhood predictors and adult life success of adolescent delinquency abstainers. Journal of abnormal child psychology, 2016, vol. 44/3, pp. 613–624. Pao M. Conceptualization of Success in Young Adulthood. Child and adolescent psychiatric clinics of North America, 2017, vol. 26/2, pp. 191–198. Papadopoulos D. et al. The role of well-being, spirituality, and religiosity for successful aging in late life: A brief review. Advances in aging research, 2020, vol. 9/02, pp. 23. Paszenda W. Success in everyday life. Hermeneutics, Social Criticism and Everyday Education Practice, 2020, vol. 2, pp. 187. Shoja M.M., Shane Tubbs R., O'Brien D. Defining and Re‐Defining Success. A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing, 2019, pp. 1–13. Whitehall A.P., Hill L.G., Yost D.M. & Kidwell K.K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course. The Journal of General Education, 2018, vol. 65/ 3-4, pp. 241–263.
Информация об авторе: Коршиков Борис Николаевич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, boris.korshikov@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2652-127X