35
Харисова Инга Геннадьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога
Харисова И.Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 257-264. ISSN 2073-1426 https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-257-264
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-257-264
УДК: 378:371
Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2021
Аннотация: Проблема обеспечения преемственной подготовки педагогических кадров является одной из значимых для совершенствования системы непрерывного образования. Каким образом может быть обеспечена преемственность в ситуации, когда отдельные этапы педагогической подготовки регламентируются разными нормативно-правовыми документами, содержащими специфические требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ определенного уровня? Ответ на данный вопрос предполагает выделение базовых оснований для проектирования целевого, содержательного, операционно-деятельностного и результативного компонентов на основе принципов преемственности и непрерывности. Для разработки базовых оснований сопряжения образовательных программ подготовки педагогов на разных этапах и уровнях образования целесообразно использовать ценностно-смысловую модель формирования преемственных результатов. Модель разрабатывалась проблемной группой преподавателей по результатам проведенного исследования, включавшего проведение фокус-групп с участием студентов и педагогов-практиков, компаративного анализа нормативных документов, контент-анализа продуктов деятельности действующих учителей, проведения опроса среди обучающихся психолого-педагогических классов, педагогов и представителей администрации школ, студентов и преподавателей педагогических вузов. В качестве базовых компонентов модели определены универсальные педагогических компетенции (антропоцентрические, социальные и акмеологические). Для каждого уровня образования разработаны индикаторы, характеризующие проявление компетенций в знаниях, отношениях и качествах будущих педагогов. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов может быть использована для оценки качества педагогического образования на отдельном уровне подготовки и при проектировании индивидуальных профессиональных образовательных маршрутов для будущих и действующих учителей с учетом выявленных дефицитов и проблем.
Ключевые слова: ценностно-смысловая модель, подготовка педагога, преемственность, непрерывное педагогическое образование, универсальные педагогические компетенции, профессиональная деятельность, аксиологический подход
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров».
Список литературы: Вардуни Т.В. Основные проблемы естественнонаучной подготовки специалистов в системе многоуровневого педагогического образования // Фундаментальные исследования: материалы IV Междунар. конф. «Современное образование: проблемы и решения» / Академия Естествознания. М., 2007. № 2. С. 50–52. Гусев В.А. Профессионально-педагогическое образование в многоуровневых комплексах: дис. … докт. пед. наук. Тольятти, 2004. 352 c. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург, 1996. 188 с. Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2018. 720 с. Кулакова В.А., Рейханова И.В., Букина Ю.В. Преемственность и непрерывность в образовании // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 160–166. Легенчук Д.В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 96–103. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7502 (дата обращения: 20.03.2021). Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Н.Е. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2013. 576 с. Словарь русского языка: в 4 т. 4-е изд., стер. М., 1999. Т. 4. С. 160–161. Филатова Л.О. Преемственность общего и среднего и вузовского образования // Педагогика. 2004. № 8. С. 63–68. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 135 с. Шаповалов А.А. Методологические проблемы обновления высшего педагогического образования // Педагог. Наука, технология, практика. 1997. № 2. С. 48–54. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36–49. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. М., 2005. 68 с. Kharisova I.G., Makeeva T.V., Kazakova E.I., Tarkhanova I.Y. Identifying a value-based framework of teaching from the point of view of modern socio-professional teachers’ community. Science for Education Today, 2021, vol. 11/ 5, pp. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01
Информация об авторе: Харисова Инга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, i.kharisova@yspu.org, https://orcid.org/0000-0002-7782-664X