ekaterinina-mv-vestnik-pip-2021-4.pdf |
- 36
- Особенности формирования учебной мотивации у будущих медицинских сестёр в зависимости от разных форм обучения в медицинском колледже
- Екатеринина М.В. Особенности формирования учебной мотивации у будущих медицинских сестёр в зависимости от разных форм обучения в медицинском колледже // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 265-275. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-265-275
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-265-275
- УДК: 61:377
- Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2021
- Аннотация: В статье представлен анализ работ отечественных и зарубежных ученых о факторах эффективной профессиональной деятельности медицинской сестры. В ходе анализа было обнаружено противоречие, согласно которому основным фактором эффективной профессиональной деятельности медицинской сестры традиционно является наличие высокого уровня развития операционных профессионально важных качеств, однако эмпирические данные не соответствуют данному утверждению. Дополнительно были рассмотрены особенности профессионального развития обучающихся в зависимости от формы обучения, и с целью определения сходств и различий в структуре и динамике мотивации учебной деятельности у будущих медицинских сестер, обучающихся по разным формам обучения, проведено эмпирическое исследование. Было выявлено, что на протяжении периода обучения у будущих медицинских сестер по обеим формам обучения (очной и очно-заочной) наблюдается отрицательная динамика в содержании мотивов учения; мотивы, направленные на активную познавательную и преобразовательскую деятельность, становятся менее значимыми, а мотивационное ядро образуется вокруг тех мотивов, которые направлены на сохранение психологического комфорта. Установленные с применением системогенетического подхода закономерности формирования структуры учебной мотивации позволили сделать ряд важных выводов, касающихся факторов эффективной сестринской деятельности и выделить преобладающую детерминанту профессионализации медицинских сестер – мотивационные профессионально важные качества.
- Ключевые слова: профессионально важные качества, мотивация, студенты, профессионализация, системогенез, профессиональная деятельность.
- Список литературы: Андриенко О.А. Актуальные проблемы образования взрослых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 25 – 28. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течение учебного года // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1924 –1933. Губанова Я.С. Динамика профессиональной мотивации студентов от первого к четвертому курсу // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2020. № 1. С. 88 – 94. Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 51 – 57. Казьмин С.А. Идеи С.Л. Рубинштейна: деятельностный подход к изучению характера // Вестник славянских культур. 2010. № 15. С. 79 – 85. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998. 434 с. Карпов А.В., Савин И.Г. Психологический анализ деятельности: учебное пособие. Ярославль, 2005. 144 с. Карпова Е.В. Новая методика комплексной диагностики мотивации учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Психологические науки. Акмеология образования. 2005. Т. 11, № 3. С. 107 – 112. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль, 2007. 570 с. Карпова Е.В., Екатеринина М.В. Специфика субъектных детерминант процесса профессионализации медицинских сестер // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2020. № 3 (53). С. 98 – 107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с. Молоканова Ю.П., Сапрыкин В.П. Динамика структуры мотивации учения студентов вуза с первого по пятый курс обучения // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 89 – 94. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. 160 с. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. М.; Ярославль. 2017. Т. 1. 326 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону. 2000. 672 с. Филиппова Ю.В., Назаретян А.С. Мотивационные основы обучения взрослых // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (46). С. 97 – 101. Шурухина Г.А., Фатыхова Р.Р. Особенности мотивации на обучение у студентов первых и выпускных курсов // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 5. С. 11 – 16. Юров И.А. С.Л. Рубинштейн – основоположник диалектико-материалистической парадигмы отечественной психологии // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 319 – 330. Bye D., Pushkar D., Conway M. Motivation, Interest, and Positive Affect in Traditional and Nontraditional Undergraduate Students. Adult Education Quarterly, 2007, vol. 57, № 2, pp. 141 – 158. Hoeve Y. From student nurse to nurse professional: The shaping of professional identity in nursing: Dissertation [Groningen]. Rijksuniversiteit Groningen, 2018, 212 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 323773006_From_Student_Nurse_to_Nurse_Professional (access date: 11.04. 2021). Hormiga M.R., Díaz-González C.M., Ramal López J.M., Herrera Hernández J.M. Risk factors in dropping out of nursing studies. Open Journal of Nursing, 2014, vol. 4, pp. 9 – 14. Kim H. Factors Related to Nursing Students’ Career Preparation Activities. The Open Public Health Journal, 2019, vol. 12, pp. 206 – 211. Marvos C., Hale F.B. Emotional intelligence and clinical performance/retention of nursing students. Asia-Pacifi c Journal of Oncology Nursing, 2015, vol. 2/2, pp. 63 – 71. McEnroe-Petitte D.M. Examining of Caring In Traditional and Non-traditional Nursing Students. International Journal of Nursing & Clinical Practices, 2015, vol. 2, № 148, pp. 1 – 6. Priode K. Juggling School with Life: How the Successful Non-traditional Nursing Student Stays in School. Teaching and Learning in Nursing, 2019, vol. 14 (2), pp. 117–121. Raymond J., Medves J., Godfrey C. Perspectives on Patient Safety Among Practical Nursing Students. Canadian Journal of Nursing Research, 2016, vol. 48 (2), pp. 41 – 47. Saeidi S., Reza-Masouleh S., Chehrzad M., Leili E. Empathy with Patients Compared between First and Final Year Nursing Students. Journal of Holistic Nursing and Midwifery, 2017, vol. 27, pp. 79 – 85. Shapovalova M.L., Khrebina S.V., Khrebin M.V., Serdyukova E.F. Psychological features of professional motivation development in young professionals. Conference: International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020, pp. 530 – 536. Vanhanen L., Janhonen S. Factors associated with students’ orientations to nursing. Journal of Advanced Nursing, 2000, vol. 31 (5), pp. 1054 – 1062.