9
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности
Байбородова Л.В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 55-62. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62
УДК: 378:371
Дата приема статьи в публикацию: 19.11.2021
Аннотация: Определяется сущность организаторской деятельности, обосновывается актуальность подготовки педагогов к организаторской деятельности на основе требований профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), «Специалист, участвующий в организации деятельности детско-юношеского коллектива (вожатый)»1, «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»2. Рассматриваются цель, задачи, подходы (рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ориентированный), бинарные принципы подготовки. Раскрывается содержание модуля «Воспитательная деятельность», состоящего из трех взаимосвязанных дисциплин и практик, содержание которых предусматривает изучение теоретических аспектов организаторской деятельности, применение современных технологий развития организаторских способностей будущих педагогов, формирование потребности в самоорганизации и саморазвитии. Показаны возможности учебных занятий, внеучебной деятельности для подготовки студентов к организаторской деятельности. Предлагается субъектно ориентированная технология, включающая самодиагностику, самоанализ, самоопределение, самореализацию, самооценку и самоутверждение, которая может быть основой развития самоорганизации студентов и формирования их субъектной позиции. Подчеркивается актуальность включения студентов в проектирование индивидуальной и коллективной деятельности, а также отмечается важность организации коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, развития студенческого самоуправления. В заключении делаются выводы об условиях подготовки студентов к организаторской деятельности.
Ключевые слова: педагогическое образование, организаторская деятельность, профессиональный стандарт, самоорганизация и саморазвитие, субъектно-ориентированная технология.
Список литературы: Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. Сер.: Психолого-педагогические науки: научный журнал. Ярославль, 2016. № 2. С. 35–41. Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие. Ярославль, 2014. 344 с. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений. М., 2005. 176 с. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 208 с. Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2000. 576 с. Познай себя / под рук. М.И. Рожкова, А.В. Волохова. М., 1993. 193 с. Программа СПО ФДО «Лидер». М., 1992. 76 с. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание свободного человека: монография. Москва; Берлин, 2020. 264 с. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 с. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. М., 1993, 192 с. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с. Щелкунова Л.А. Технология организаторской деятельности: учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2009. 154 с. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. 112 с.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785