- 28
- Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация
- Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 208-216. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-208-216
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-208-216
- УДК: 159.9:316.6
- Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2021
- Аннотация: Стрессогенные условия существования современного человека направляют исследователей на поиск факторов-протекторов и изучение ресурсов совладания со стрессом, факторов их формирования. Рефлексия и самоэффективность рассматриваются в качестве ресурсов личности, связываются с процессом адаптации, однако не изучен вопрос об их связи с различными вариантами ресурсов. В статье приведены результаты исследования самоэффективности, рефлексивности и ресурсов совладания со стрессом у подростков, юношей и взрослых, показаны их взаимосвязи. В исследовании принимали участие 53 респондента подросткового, 113 юношеского и 125 зрелого возраста. Использовались опросный метод и методы математической статистики. Выявлено, что самоэффективность не имеет возрастной специфики выраженности, и все респонденты имеют благополучный адаптивный уровень. Субъекты более старшего возраста достоверно отличаются по способности к ситуативной рефлексии. Для респондентов любого возраста социальная поддержка и физическое здоровье являются приоритетными ресурсами совладания со стрессом. Самоэффективность имеет прямые связи со всеми ресурсами совладания, является предиктором и детерминирует их осознание и рост. Выявлено, что рефлексия общения может отрицательно влиять на уверенность в решении проблем и ресурс физического здоровья у юношей, но во взрослом возрасте увеличивает роль ресурсов соцподдержки и контроля напряжения. Ретроспективная рефлексия взрослых отрицательно влияет на уверенность и ресурс «направленность на себя». Рефлексия выступает предиктором ресурса «контроль напряжения», а рефлексия общения детерминирует способность субъекта управлять своими ресурсами в стрессовой ситуации.
- Ключевые слова: ресурсы совладания со стрессом, самоэффективность, рефлексия, субъект, предикторы ресурсов совладания со стрессом, подростки, юноши, взрослые.
- Финансирование и благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-013-00435А «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе».
- Список литературы: Горлова Е.Л. Представления о семье у подростков разного психологического возраста // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 24 – 32. Елфимова М.М. Нарратив как психотехническое средство в работе с личной суверенностью подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 2 (100). С. 125 – 134. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 1. С. 14 – 23. Лактионова А.И. Взаимосвязь дифференциального типа рефлексии и компонентов жизнеспособности человека в разных возрастных группах // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 4. С. 193 – 217. Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и рефлексивности с жизнеспособностью человека // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 27 – 40. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.09.2021). Маркина Н.В., Солдатова Е.Л., Качуро И.Л., Гаврилюк А. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 102 – 135. Николаева А.П. Моральный выбор подростка в ситуации буллинга // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1. С. 223 – 227. Опекина Т.П., Шипова Н.С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэфективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. С. 7 – 15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012. 224 с. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 760 с. Сергеева Т.Б., Печеркина А.А., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. Рефлексия и самооценка качества жизни в пожилом возрасте (в контексте профессиональной занятости) // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы междунар. науч.-практ. онлайн-конференции. М., 2020. С. 631 – 644. Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2020. № 2 (41). С. 55 – 59. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. Кострома. 2013. 386 с. Хащанская М.К. Потенциал рефлексивных методов в системе постдипломного образования // Непрерывное образование. 2018. № 1 (23). С. 45 – 50. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002. 384 с. Alisic А., Wiese B.S. Keeping an insecure career under control: The longitudinal interplay of career insecurity, self-management, and self-efficacy. Journal of Vocational Behavior, vol. 120, 1 p. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, 1997, 604 p. Bandura A. Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review, 1977, vol. 84/2, pp. 191–215. Chan S. H. W., Kai-Ching Yu. C., Li W. O.A. Impact of mindfulness-based cognitive therapy on counseling self-efficacy: A randomized controlled crossover trial. Patient Education and Counseling, 2021, vol. 104, pp. 360–368. Liu Yan, Kornfield R., Shaw B.R., Shah D.V., McTavish F., Gustafson D.H. Giving and receiving social support in online substance use disorder forums: How self-efficacy moderates effects on relapse. Patient Education and Counseling, vol. 103/6, pp. 1125–1133. Staudinger U.M. Life reflection: A social-cognitive analysis of life review. Review of General Psychology, 2001, vol. 5/2, pp. 148–160. Tutticci N., Coyer F., Lewis P.A., Ryan M. Student Facilitation of Simulation Debrief: Measuring Reflective Thinking and Self-Efficacy. Teaching and Learning in Nursing, vol. 12/2, pp. 128–135.