9
Патраков Эдуард Викторович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования
Патраков Э.В. Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 66-73. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73
УДК: 159.9:62
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: Статья носит теоретический характер и представляет собой психологический анализ факторов цифровой информационной среды, которые трансформируют трудовое поведение субъекта, обсуждается возможность постановки вопроса о едином субъекте труда «индивид – цифровая информационная среда». Показано, что вследствие цифровизации общества произошли следующие изменения в сфере труда: автономизация труда, дестандартизация, виртуализация трудовых отношений, снижение доли физического труда, сближении игры и труда. Также выделена совокупность противоречий, которые назревают в классических моделях профессионального развития. В качестве выводов представлны условия, которые являются медиаторами искомого единого субъекта труда и исследовательские «лакуны», обозначающие горизонты дальнейших научных поисков в этой области.
Ключевые слова: информационное общество, интерференция цифровой и доцифровой сред, трудовое поведение, цифровая трансформация трудового поведения, субъект труда
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк
Список литературы: Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 1. С. 3–18. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Предикторы прокрастинации в трудовой деятельности современного профессионала // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 44–56. Блауг М. Шумпетер, Йозеф А. // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. С. 332–335. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. 2016. № 1. С. 36–49. Восканян М.В. Homo Informaticus и Homo Ludens: игра в культуре информационного общества // Вопросы культурологии. 2008. № 11. С. 17–20. Гарбер И.Е. Схемы трансформации психологии в информационном обществе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6, № 2. С. 5–13. Режим доступа: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/1968/01.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.09.2020). Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5 С. 122–127. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., 2003. 456 с. Костромина С.Н. Цифровой мир: ценности и цена // Психологическая газета. 2021. 24 февр. Кублин И.М., Еремеев М.А., Плеханов С.В. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 65–69. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 184 с. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 90–100. DOI: 10.17759/pse.2020250308. Могилевская Г.И. Смерть труда: постмодернистская рефлексия и реалии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3. С. 127–131. Нестик Т.А., Солдатова Г.У. Представления о будущем цифровых технологий у российских студентов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 1. С. 90–118. Нуреев Р.М. Й.А. Шумпетер: роль схоластики в истории экономического анализа // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 4. С. 20–27. Панов В.И. и др. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3. С. 10–18. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24716360 (дата обращения: 16.07.2020). Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: XII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 23–27. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с. Панов В.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения / В.И. Панов, Н.А. Борисенко, А.В. Капцов и др. // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 65–77. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с. Патраков Э.В. Формирование готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук, 2008. Патраков Э.В. Сближение игры и трудового поведения в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 24–31. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-24-31 Патраков Э.В., Лобанова Т.Н. Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 77–84. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84 Патраков Э.В., Панов В.И. О возможности применения понятия «интерференция» для описания области слияния цифровой и доцифровой сред // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 5–14. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14 Поварёнков Ю.П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 200–205. Поваренков Ю.П. Психологическая периодизация профессионального и карьерного развития личности. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020, 179 с. Смазнова Д.Ю., Шилова О.Г. Самопрезентация в социальных интернет-сетях как феномен информационной коммуникации поколения милениалов // Вестник тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 101–106. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. Файола Э., Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Человек дополненный: становление киберсознания // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 147–162. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с. Чурин В.В. Игра в труд. Некоторые аспекты трудовой деятельности в современном обществе // Научный журнал Дискурс. 2019. № 2 (28). С. 201–207. Holland John Henry. Adaptation in Natural and Artificial Systems: 2nd edition. MIT Press, 1992. Super D.E. Life career roles: Self-realization in work and leisure, ed. by D.T. Hall. Career development in organization. San Francisco, CA, Jossey-Bass, 1986, pp. 75–90.
Информация об авторе: Патраков Эдуард Викторович, кандидат педагогических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e.v.patrakov@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7564-9136