novikova-na-vestnik-pip-2021-2.pdf |
- 15
- Формирование лингвокультурологической компетенции студентов в условиях российско-китайского приграничья (на примере Забайкальского края)
- Новикова Н.А. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов в условиях российско-китайского приграничья (на примере Забайкальского края) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 109-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-109-117
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-109-117
- УДК: УДК 378:811.58
- Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
- Аннотация: В статье рассматривается педагогическая проблема формирования лингвокультурологической компетенции (ЛКК), которая выходит на первый план в целостной системе развития коммуникативной компетенции студентов-китаистов высшей школы в условиях российско-китайского приграничья. Это обусловлено трансформацией российской системы подготовки специалистов в результате внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО 3++) и предъявлением совершенно новых требований к профессиональным компетенциям. Цель исследования – обосновать авторскую модель развития ЛКК студентов-китаистов в условиях российско-китайского приграничья (на примере Забайкальского края). Для решения поставленной цели авторы решают следующие задачи: формирование ЛКК студентов на основе лингвокультурологического подхода; диагностика и анализ нравственно-психологической подготовки студента и ориентация его на будущие условия труда; выявление оптимальных педагогических условий для эффективного формирования ЛКК; анализ сотрудничества регионов России, в частности Забайкальского края, и Китая в сфере образования. В статье рассмотрены оптимальные организационно-педагогические условия формирования ЛКК, проведен анализ нравственно-психологической подготовки личности студента и ориентации его на будущие условия труда. Исследование показало, что сформированность ЛКК у студентов-китаистов в условиях российско-китайского приграничья будет способствовать решению вопросов повышения качества профессиональной компетенции выпускников в целом, проявляющегося в их успешной адаптации на рынке труда, поскольку ЛКК выступает средством социализации личности студента, дает понимание поведения в определенной этнокультурной (поликультурной) группе, способствует формированию социально-ценностных ориентиров, развитию толерантного отношения к другим культурам.
- Ключевые слова: китайский язык, лингвокультурологическая компетенция, социализация личности студента, российско-китайское приграничье, Забайкальский край.
- Список литературы: Алексеева И.С. Введение в переводоведение: учеб. пособие / Филологический факультет СПбГУ. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 352 с. Анисимов А.М. Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины: состояние и перспективы / А.М. Анисимов, С.Л. Баринов, Л.Б. Вардомский // Практика интеграции. 2013. ЕЭИ – № 4 (21). С. 77–96. Бейдина Т.Е., Новикова А.В., Погулич О.В. Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 17. С. 23–32. Болдырева С.Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 5. С. 972– 988. Верещагин Е.М.., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983. 269 с. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990. 246 с. Даниловских Т.Е. Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией / Т.Е. Даниловских, И.А. Кузьмичева, Е.Г. Флик, Д.И. Кузьмичев // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 3. С. 16–22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14. Катровский А.П., Ковалев Ю.П., Мажар Л.Ю., Щербакова С.А. Туризм в приграничных регионах: теоретические аспекты географического изучения // Балтийский регион. Т. 9, № 1. С. 113–126. Крюкова Т.Б, Королева Т.В. Студенческие объединения: создание, становление, функционирование: методические рекомендации для студентов. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2012. 92 с. Опарина Е.О. Лингвокультурология: методологические основания и базовые понятия //Язык и культура: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1999. С. 183–187. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 31.12.2012) № 273-ФЗ // Российская газета: Федеральный выпуск № 303 (5976) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае, 2014/2020 годы»: постановление Правительства Забайкальского края от 29.05.2014 № 314. URL: https://редактор.забайкальскийкрай.рф/documentation/180460/ (дата обращения: 01.07.2020). Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 16.05.2012 № 547н. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/2367 (дата обращения: 30.08.2020). Отчет о результатах самообследования деятельности ЗабГУ. URL: http://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Samoocenka_deyatel'nosti/Otchet_2020.pdf (дата обращения: 30.07.2020). Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+), приведенные в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации: от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 14.10.2020) Фетисова Т.А., Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация // Культурология. 2002. № 2 (22). С. 101–104. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=1273236 (дата обращения: 01.07.2020). Фомин М.М. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5 (15). С. 95–99. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91. Byram M. Cultural Studies in Foreign Language Education. Toronto, Multilingual Matters, 1989, 135 р. (Multilingual Matters, No 46). Education at a Glance 2017: OECD Indicators. Paris, OECD Publishing, 2017, 452 p. DOI: 10.1787/eag2017-en.