20
Марголина Наталия Львовна
Костромской государственный университет
Налимова Ирина Владимировна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Математическая грамотность как важный компонент подготовки будущего учителя
Марголина Н.Л., Налимова И.В. Математическая грамотность как важный компонент подготовки будущего учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 149-153. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-149-153
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-149-153
УДК: 378:51
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: В статье анализируется понятие математической грамотности. Формирование математической грамотности членов современного общества является фундаментальной основой для становления грамотности функциональной. В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «математическая грамотность», в статье приводятся несколько различных подходов к определению. Опираясь на анализ точек зрения разных ученых, авторы статьи выделяют основные составляющие понятия «математическая грамотность». Таковыми являются: грамотность математической речи, владение математическими понятиями, умение правильно формулировать определения и утверждения, способность применять математику для исследования. В работе дается характеристика перечисленных составляющих математической грамотности. Кроме того, в исследовании впервые сделана попытка сформулировать уровни математической грамотности: речевая, терминологическая, критическая и операционная. В статье приводятся результаты тестирования студентов педагогических направлений подготовки двух вузов: Костромского государственного университета и Ярославского государственного педагогического университета. Задачей тестирования являлась оценка уровня математической грамотности будущих учителей, для которых преподавание математики будет являться частью их профессиональной деятельности. Тест проверял не только знание терминов и умение давать определения, но и умение правильно применять математику для решения практических задач с последующей интерпретацией, а также умение видеть ошибки и неточности в текстах работ учащихся, интернет-источниках и учебных пособиях. Авторы выделили критерии для оценки результатов теста, и по каждому критерию определялся количественный показатель, равный количеству верно выполненных заданий. Невысокие результаты тестирования даже студентов третьего курса показывают актуальность специфических мероприятий, которые могли бы способствовать повышению математической грамотности педагогов.
Ключевые слова: математическая грамотность, функциональная грамотность, подготовка учителя, преподавание математики
Список литературы: Бабенко А.С., Стрункина К.Ю. Применение метода проектов при изучении вероятностно-статистической линии в школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 23, № 2. С. 150–154. Батчаева П.Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5–11 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 24 с. Ивашова О.Ю. Информационные технологии и математическая культура младших школьников // Вестник Герценовского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 3 (53). С. 70–74. Кипяткова О.С., Ястребов А.В. Укрупненные дидактические единицы как средство реализации принципа фундаментальности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 86–93. Налимова И.В., Кипяткова О.С. Компетентностный подход к формированию математической грамотности будущих учителей начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2021. Т. 12, № 1. С. 186–189. Налимова И.В., Кипяткова О.С. Некоторые аспекты формирования функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 1. С. 197–203. Марголина Н.Л., Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Об этапах математического образования в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 1. С. 123–125. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002, 527 с.
Информация об авторе: Марголина Наталия Львовна, кандидат физико-математических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, nmargolina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8593-2987
Информация о соавторе: Налимова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия. inalimova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0136-9702