13
Коновалова Ольга Вячеславовна
Шадринский государственный педагогический университет
Шерешкова Елена Андреевна
Шадринский государственный педагогический университет
Взаимосвязь жизнеспособности и уровня субъектности у будущих педагогов
Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Взаимосвязь жизнеспособности и уровня субъектности у будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 97-103. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-97-103
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-97-103
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: статье представлены результаты исследования субъектности и жизнеспособности у студентов – будущих педагогов. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения субъектности студентов как одного из предикторов, детерминирующих жизнеспособность человека. Проведен теоретический анализ понятий «субъектность», «жизнеспособность». Авторами рассматриваются результаты исследования соотношения компонентов субъектности и показателей жизнеспособности у студентов. Цель исследования – выявление связи между показателями жизнеспособности и уровнем субъектности и ее компонентов у студентов – будущих педагогов. Установлено, что показатели субъектности (активность, способность к рефлексии, свобода выбора, осознание уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие) в данной выборке находятся на среднем значении. В ходе анализа данных изучения жизнеспособности и ее показателей было определено, что в данной выборке испытуемых наиболее выражены самомотивация, социальная компетентность, самоуважение и адаптивные способы поведения. Установлены значимые корреляционные связи между показателями жизнестойкости и компонентами субъектности. Эмпирические данные, полученные в исследовании и описанные в статье, могут быть использованы при разработке программ по формированию профессиональных компетенций у студентов-первокурсников.
Ключевые слова: субъектность личности, структура субъектности, жизнеспособность, студенты, будущие педагоги
Список литературы: Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 22 с. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69–76. Лактионова А.И. Структурно-уровневый анализ феномена жизнеспособности человека // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 4. С. 106–133. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Epistemology & Philosophy of Science. 2010. № 3. С. 136–154. Личностный потенциал будущих педагогов: коллектив. моногр. / Е.А. Волгуснова и др.; под общ. ред. Ю.М. Едихановой; Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2019. 234 с. Махнач А.В. Теоретические основания методов оценки жизнеспособности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 23–53. Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «жизнеспособность личности» // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 93–108. Шерешкова Е.А., Волгуснова Е.А., Спицына О.А. Роль жизнеспособности в преодолении трудных жизненных ситуаций у будущих педагогов физической культуры // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 151–159. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7–22. Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С. 48–57.
Информация об авторе: Коновалова Ольга Вячеславовна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия olgak1997@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2807-5648
Информация о соавторе: Шерешкова Елена Андреевна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, elenashereshkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9866-4830