11
Злоказов Кирилл Витальевич
Уральский государственный педагогический университет
Представление о ценности и значении в структуре вандального действия: эмпирическое исследование
Злоказов К.В. Представление о ценности и значении в структуре вандального действия: эмпирическое исследование // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 80-85. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-80-85
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-80-85
УДК: 316.614
Дата приема статьи в публикацию: 12.09.2020
Аннотация: Статья посвящена вопросу прогнозирования и профилактики городского вандализма, описывает исследование влияния компонент вандального действия на представление субъекта о готовности к вандализму. В статье описывается современное состояние исследований компонентов вандального действия – мотивов, установок, представлений. Показано, что теоретическим основанием для исследования внутреннего плана вандальных действий может выступать деятельностный подход. На его основе определяется теоретическая модель, включающая мотив вандального действия и представления, регулирующие его воплощение. Таковыми выступают субъективная ценность вандального действия и значение, которое субъект придает вандальному действию. Описывается организация, процедура и результаты эмпирического исследования представлений о вандальном действии. На выборке молодежи, проживающей в 106 российских городах (n = 650 человек), изучаются отношения между субъективными представлениями о способности к совершению вандального действия, его мотивах, приписываемой ценности и значении. Результаты показывают наличие сопряженного влияния данных представлений на субъективную способность к вандальному действию. Их интерпретация демонстрирует наличие противоположных подходов к оценке вандализма – от неприятия к принятию. Делается вывод о необходимости дальнейшей эмпирической проверки роли ценности и значения в детерминации и регуляции вандализма.
Ключевые слова: вандализм, представления о вандализме, оценка вандализма, городская среда, социальное поведение, представление о пространстве
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 17-18-01278
Список литературы: Воробьева И.В., Кружкова О.В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С. 35–40. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. № 10. С. 76–94. Руденкин Д.В. Считываемый образ вандализма в представлениях российской городской молодежи // Дискурс. 2017. № 10 (12). С. 96–104. Afshani J. The Relationship between Self-Control and Vandalism among the First- and Second-Year High School Students at Yazd City. Journal of Applied Environmental and Biological Sciences, 2015, № 5 (9), pp. 729–734. Ajzen I. The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1991, № 50, pp. 179–211. Armitage C.J., Conner M. Efficacy of the theory of planned behaviour: A meta-analytic review. British Journal of Social Psychology, 2001, № 40, pp. 471–499. Başer D., Kırlıoğlu M., Mavili Aktaş A. Graffiti As An Expression Of Oneself In Adolescence: A Qualitative Study From The Perspective of Social Work. Journal of Society & Social Work, 2014, № 25 (1), pp. 7–20. Canter D. Vandalism, overview and prospect. Vandalism behavior and motivations. Amsterdam, Elsevier science publishers B. V., 1984, pp. 269–279. Ceccato V., Haining R. Assessing the geography of vandalism: Evidence from a Swedish city. Urban Studies, 2005, № 4 (29), pp. 1637–1656. Cohen S. Destruction of property: motives and meanings. Vandalism, ed. by C. Ward. London, The Architectural Press, 1973, pp. 23–53. Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Zhdanova N.E. Adolescent vandalism: the role of the parent-child relationship in the development of destructive behavior. Psychology in Russia, State of Art, 2018, vol. l, 11, рp. 168–182. Lewis C.A. Comment: Healing in the Urban environment: A person/plant viewpoint. Journal of the American Planning Association, 1979, vol. 45, № 3, pp. 330–338. Nijhof K.S., Scholte R.H.J., Overbeek G., Engels R.C.M.E. Friends' and adolescents' delinquency: The moderating role of social status and reciprocity of friendships. Criminal Justice and Behavior, 2010, № 37 (3), pp. 289–305. Šakić V., Franc R., Mlačić B. Self-Expressed Tendency of Adolescents towards Social Deviations and Antisocial Behaviour. Drustvena Istrazivanja, 2002, № 2 (3), pp. 265–289. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M. The associations of adolescents’ dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors. Journal of adolescence, 2017, № 55, pp. 66–71.
Информация об авторе: Злоказов Кирилл Витальевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0664-8444, кандидат психологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия E-mail: zkirvit@yandex.ru