23
Заводчикова Надежда Ивановна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Быкова Ирина Альбертовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Уточнение системы принципов обучения дисциплинам методической направленности в условиях цифровой трансформации высшего образования
Заводчикова Н.И., Быкова И.А. Уточнение системы принципов обучения дисциплинам методической направленности в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 166-173. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-166-173
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-166-173
УДК: 378:004
Дата приема статьи в публикацию: 06.10.2020
Аннотация: Целью статьи является уточнение системы принципов обучения дисциплинам методической направленности в условиях цифровизации высшего педагогического образования. Авторы отмечают, что в современной практике обучения методическим дисциплинам можно выделить закономерности, которые не нашли отражения в существующей системе общедидактических принципов, принципов обучения в высшей школе и принципов обучения с использованием цифровой поддержки, и предлагают дополнить существующий перечень принципами операционализации, интериоризации и интеграции. Принцип операционализации профессиональных действий при обучении методике в условиях цифровой трансформации образования предусматривает необходимость включения в цифровой контент курса методических материалов, в которых профессиональные действия предстали бы перед студентами в виде последовательности элементарных операций. Выделенная последовательность операций должна удовлетворять требованиям результативности, массовости, дискретности, понятности. Принцип последовательной интериоризации методических умений заключается в реализации с помощью цифровых технологий поэтапного формирования ориентировочной основы профессиональных действий будущего учителя за счёт усиления самостоятельности построения студентами ориентировочной основы профессиональных действий в процессе изучения курса. Принцип интеграции аудиторных и цифровых методических задач подразумевает целенаправленную организацию взаимовлияния аудиторной и онлайн работы студентов. В заключении статьи сформулированы предложения по структуре, отбору содержания онлайн-курса методической направленности, рассмотрены условия соблюдения предложенных принципов.
Ключевые слова: электронный учебный курс, ориентировочная основа профессиональных действий, дидактические принципы
Список литературы: Аксенова Н.В., Диденко А.В. Эффективные методы и подходы для разработки электронного курса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 108–114. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань, Центр инновационных технологий, 2013. 500 с. Бабанский Ю.К. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2002. 544 с. Баранова Е.В., Симонова И.В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров по направлению педагогического образования в области информатики в условиях цифрового образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2018. № 190. С. 116–123. Быкова И.А. Заводчикова Н.И. Плясунова У.В. Формирование ориентировочной основы профессиональных действий будущих учителей информатики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3 (25). С. 177–180. Дмитриев Д.С. Модель формирования когнитивного компонента готовности преподавателей вуза к разработке МООК // Образовательные технологии и общество. 2015. № 2. С. 638–652. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Средства формирования и характеристики методических компетенций будущих учителей информатики средней школы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 102–107. Земцова В.И. Формирование методической компетентности студентов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 93–104. Ковтунова Т.И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: дис. ... канд. пед. наук. Калуга: РГБ, 2006. 214 с. Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология и педагогика высшей школы. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 195 с. Малинин Н.В., Пономарев М.В. Концептуальные основы электронного обучения в современном вузе // Преподаватель ХХI век. 2014. № 4. С. 97–109. Мамонтова Т.С. Приёмы учебно-методической деятельности как средство формирования методической компетентности будущих учителей математики // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 2. С. 132–145. Ноздрякова Е.В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 17–21. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Минск: Университетское, 2002. 256 с. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Москва, 1994. 140 с. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика М.: Академия, 2002. 576 с. Татаринов К.А. Дидактические принципы дистанционного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 293–296. Эрганова Н.Е., Шалунова М.Г., Колясникова Л.В. Практикум по методике профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 89 с.
Информация об авторе: Заводчикова Надежда Ивановна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9332-6143, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: zaw-nadejda@yandex.ru
Информация о соавторе: Быкова Ирина Альбертовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0062-8581, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения информатике, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: i.bukova@yandex.ru