29
Севастьянова Ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет
Особенности личности и внутренняя картина дефекта у подростков с разными вариантами дизонтогенеза
Севастьянова У.Ю. Особенности личности и внутренняя картина дефекта у подростков с разными вариантами дизонтогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 210-215. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-210-215
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-210-215
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 26.10.2020
Аннотация: В статье представлена структура внутренней картины дефекта (ВКД) подростков с разными вариантами дизонтогенеза (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушение слуха и нарушение зрения). Проведено теоретическое и эмпирическое исследование, на основании которого выявлены особенности внутренней картины дефекта у подростков с ОВЗ. Приводится описание специфики личности в зависимости от структуры дефекта. Проведенное на 110 подростках исследование выявило, что существующие особенности личности детей с ОВЗ, такие как сензитивность, ригидность, тревожность, эмотивность, связаны с восприятием, сознанием и отношением ребенка к своему нарушению, то есть с внутренней картиной дефекта. Изучение взаимосвязи особенностей личности с компонентами ВКД подростков с ОВЗ показало, что наибольшую роль данный механизм приобретает у подростков с нарушениями слуха в сравнении с другими нозологическими группами.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, внутренняя картина дефекта, особенности личности, подростковый возраст
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00768А
Список литературы: Айдаров В.И., Масленникова В.Ш., Масленников Т.Ю. Психолого-педагогические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23476 (дата обращения: 25.09.2020). Кузнецова Е.С., Неретина Т.Г. Формирование личностных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 676–680. URL: http://e-koncept.ru/2016/86147.htm (дата обращения: 25.09.2020). Луценко Т.В. Социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2019. Маль Г.С. Особенности личности детей с ограниченными возможностями здоровья // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 2 (23). С. 20–25. URL: www.j-chr.com (дата обращения: 25.09.2020). Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта и личностные особенности младших школьников с дефицитарным развитием как факторы нарушения адаптации // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 425–429. Туран Н.К. К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 340–343. URL: https://moluch.ru/archive/111/27343/ (дата обращения: 25.09.2020). Хазова С.А., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference [S. l], 2020, may, vol. 4, pp. 40–50. ISSN 2256-0629. URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/article/view/5139 (date accessed: 29 may 2020). DOI http://dx.doi.org/10.17770/sie2020vol4.5139.
Информация об авторе: Севастьянова Ульяна Юрьевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0981-6669, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия Е-mail: ulyanakostroma@mail.ru