17
Сергиенко Елена Алексеевна
Институт психологии Российской академии наук
Хлевная Елена Анатольевна
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Киселева Татьяна Сергеевна
Международный центр «Креативные технологии консалтинга»
Никитина Александра Александровна
Лаборатория эмоционального интеллекта
Осипенко Екатерина Ивановна
Лаборатория эмоционального интеллекта
Роль эмоционального интеллекта в совладании со сложными жизненными ситуациями
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в совладании со сложными жизненным ситуациями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 120-128. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-120-128
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-120-128
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 23.11.2020
Аннотация: Статья направлена на рассмотрение роли эмоционального интеллекта (ЭИ) в совладающем поведении человека, проанализированы и представлены зарубежные и отечественные исследования, касающиеся данной области. Приведены результаты эмпирического исследования. Выборку составили 243 человека в возрасте от 18 до 67 лет (61 мужчина и 182 женщины, средний возраст – 36,1 лет), из них 107 участников отметили, что являются руководителями среднего и высшего звена, 136 респондентов являются сотрудниками. В исследовании использовались: методика ТЭИ (тест эмоционального интеллекта) и опросник КПСС (копинг-поведение в стрессовых ситуациях). Корреляционный анализ выявил взаимосвязи: положительные – между общим ЭИ, доменами и ветвями ЭИ и проблемно-ориентированным копингом, и отрицательные – между опытным доменом и общим ЭИ с эмоционально-ориентированным копингом. По данным регрессионного анализа совокупное влияние четырех ветвей ЭИ более выражено при выборе проблемно-ориентированного копинга, при этом наибольший вклад вносит способность понимать и анализировать эмоции. Группа руководителей продемонстрировала способность влиять на эмоции других и чаще прибегать к проблемно-ориентированному копингу, а группа «не руководителей» лучше распознает эмоции в окружающем пространстве.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тест эмоционального интеллекта, копинг-стратегии, совладающее поведение, модель способностей
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-013-00085
Список литературы: Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. 1981. С. 3–19. Белашева И.В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности // Акмеология. 2016. № 3 (59). C. 143–152. Берилова Е.И. Эмоциональный интеллект и копинг-стратегии как ресурсы конкурентоспособности спортсменов // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 3. С. 200–217. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1. «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 122–133. Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека // Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 45–49. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Малых Р.Д., Тюфилин Д.С. Эмоциональный интеллект и его роль в профессиональном успехе // Живая психология. 2018. Т. 5, № 4. С. 329–344. DOI: 10.18334/lp.5.4.39890 Ковалёва О.А. Связь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения предпринимателей и топ-менеджеров // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 4. С. 125–129. Коломейцев Ю.А., Корзун С.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) // Проблемы управления: научно-практич. журн. 2010. № 2. С. 226–229. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007. 61 с. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 343 c. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. Litres, 2018. 347 c. Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта // Человеческий капитал. 2019. № 8. С. 128. Поляков А.В. Психологические особенности руководителей разного профиля деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Т. 25. № 1. С. 49–57. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.11.2020). 0421100116/0027. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.11.2020). Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S., Lerner N., Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, pр. 780–795. Folkman S., Lazarus R.S. Ways of coping questionnaire. Palo Alto, CA, Consulting Psychologists Press, Inc., 1988, рр. 15–16. Goleman D. Emotional intelligence. New York, Bantam Books, 1995. Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The three models of emotional intelligence and performance in a hot and cool go/no-go task in undergraduate students. Frontiers in behavioral neuroscience, 2017, vol. 11, pp. 33. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational., individual and collective coping styles and health outcomes. Asian Journal of Social Psychology, 2006, vol. 9, рр. 224–235. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping, Psychother., Psychosom., med. Psychol., 1988, № 1, рр. 8–17. Joseph D.L., Newman D.A. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model. Journal of Applied Psychology, 2010, vol. 95 (1), pp. 54–78. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample. Journal of Personality, 1986, vol. 54, № 2, рр. 385–405. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, vol. 8 (4), pp. 290–300. Murphy L.B. The widening world of childhood. New York Basic Books, 1962. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Sarabia-Cobo C.M., Suárez S.G., Crispín E.J.M., Cobo A.B.S., Pérez V., de Lorena P., Gross L.S. Emotional intelligence and coping styles: An intervention in geriatric nurses. Applied Nursing Research, 2017, 35, pp. 94–98. Skinner E.A., Edge K., Altman J., & Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping. Psychological bulletin, 2003, vol. 129, № 2, pp. 216. Van der Linden D., Pekaar K.A., Bakker A.B., Schermer J.A., Vernon P.A., Dunkel C.S., Petrides K.V. Overlap Between the General Factor of Personality and Emotional Intelligence: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, 2017, pp. 36–52. Zomer L. The relationships among emotional intelligence, gender, coping strategies, and well being in the management of stress in close interpersonal relationships and the workplace. Dissertation, University of Toronto, 2012.
Информация об авторе: Сергиенко Елена Алексеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, доктор психологических наук, профессор, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия E-mail: elenas13@mail.ru
Информация о соавторе: Хлевная Елена Анатольевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0975-6686, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия E-mail: elankha@yandex.ru
Информация о соавторе: Киселева Татьяна Сергеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3960-5096, кандидат психологических наук, Международный центр «Креативные технологии консалтинга», г. Москва, Россия E-mail: kiseleva@mc-ktk.ru
Информация о соавторе: Никитина Александра Александровна, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия E-mail: nikitina@eilab.ru
Информация о соавторе: Осипенко Екатерина Ивановна, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия E-mail: osipenko@eilab.ru